Возбранный от Царя сил Господа Иисуса, данный России воеводо
и Чудотворче предивный, Преподобне отче Сергие!
Акафист преподобному Сергию Радонежскому,
кондак 1.
Завершается нынешний, 2013-й год, вошедший в летопись России как «романовский». Празднование 400-летия воцарения Династии Романовых прошло по всему Русскому миру от океана до океана. Осмысление его итогов еще впереди. Вместе с тем в уходящем году вступила в завершающую стадию подготовка к другому духоподъемному событию, ожидающему нас в наступающем 2014-м, - 700-летию со дня рождения преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Наступает победное для России Сергиево время!
Видный русский путешественник по святым местам и духовный писатель девятнадцатого века А.Н. Муравьев видит особое упование народа на помощь преподобного Сергия в том, что «...время общественных бедствий есть его время: когда все уже кажется гибнущим, тогда воздвигается Сергий!» (Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. М., 1990). Не будем обманываться: впереди Россию да и весь мир ждут новые испытания. Однако не будем и унывать, возьмем святого Сергия нашим путеводителем через очередную российскую и глобальную смуту, и он нас обязательно приведет к победе.
В преддверии 700-летия со дня рождения святого Сергия, еще несколько лет назад Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было принято решение о создании Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке к празднованию юбилея. Рабочая группа образована и при Президенте Российской Федерации, подписавшем специальный Указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Они работают в тесном контакте. Аналогичные органы образованы в епархиях и субъектах РФ.
На первом заседании рабочей группы при Президенте РФ, 16 марта 2011 года, Святейший Патриарх Кирилл привел слова великого русского историка В.О. Ключевского: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей - только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».
Историку Ключевскому принадлежат слова о святом Сергии: «Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна». (Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства// Богословский вестник. 1892. Ноябрь. С. 190-204).
Приводя слова знаменитого российского историка, Святейший Патриарх говорит, что они «свидетельствуют о самом важном, чем является преподобный Сергий для нашего народа. Он действительно вдохновитель тех великих свершений, которые народ совершил, опираясь, в первую очередь, на свою нравственную силу. (...) В этом смысле празднование 700-летия памяти преподобного Сергия мы должны максимально использовать для того, чтобы передать весь этот импульс молодежи, всему нашему народу. Ведь речь идет о действительно гигантской личности, оказавшей такое влияние на последующее развитие нашей страны, которое мало кто оказал».
По русской православной традиции, память святого отмечается духовными приношениями - богослужением, храмоздательством, паломничествами, книгоизданием и др.
Еще в 2010 году, в день памяти святого благоверного князя Дмитрия Донского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение храма преподобного Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля, откуда началось освобождение Руси от монголо-татарского ига по благословению святого Сергия. В 2013 году, 30-го августа, в подмосковных Мытищах состоялась торжественная закладка первого камня в основание храма святого преподобного Сергия Радонежского на Федеральном военном мемориальном кладбище. Чин освящения закладного камня совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Уже принято решение на уровне правительства Москвы о строительстве храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. В день памяти Святого, 8 октября 2013 года, первая Божественная литургия совершена у восстанавливаемого царскосельского храма преподобного Сергия Радонежского лейб-гвардии 2-го Стрелкового Царскосельского Его Величества полка. Освящение храма патриаршим чином станет одним из главных пунктов юбилейной программы в Санкт-Петербурге. Так в дне сегодняшнем воссоединились преподобный Сергий и святые Царственные страстотерпцы для небесного заступничества России у престола Божия. Открываются и освящаются памятники преподобного Сергия, как например, в сельской школе кубанской станицы Выселки; в Сергиевском благочинии г. Москвы на территории детского дома № 59 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Примеры можно множить.
По представлению оргкомитета Русской Православной Церкви по празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил принесение в епархии из Троице-Сергиевой лавры чтимой иконы преподобного Сергия с частицей мощей. Принесение святыни состоится с февраля до конца 2014 года. К святыни смогут приложиться многие тысячи православных людей. Ведь мы - плоть от плоти святого Сергия!
На примере всесословного соработничества на ниве подготовки к празднованию 700-летнего юбилея преподобного Сергия видим, в том числе, и как идет укрепление церковно-государственно-народного единства, которого наши недруги боятся, «как чёрт ладана». На этом фоне ожидаемое внесение в преамбулу Конституции РФ строки о первенствующем значении Православия для российской государственности, просто восстанавливает историческую справедливость и иерархию религиозных ценностей для страны. Безусловно, среди представителей иных религий и атеистов есть свои выдающиеся личности. Но можно ли кого-нибудь поставить рядом с преподобным Сергием по значению для России? Вопрос скорее риторический. Лучше их всех, кто еще не обрел постоянной могилы, упокоить на Федеральном мемориальном кладбище в Мытищах, над которым будет господствовать православный крест на храме преподобного Сергия Радонежского.
Светлый образ преподобного Сергия, игумена Радонежского, навсегда запечатлен в сердце русского человека. После житийного и иконографического ряда многочисленные свидетельства об Угоднике Божием за последние два с лишним века - с девятнадцатого по начало двадцать первого - оставили люди разных социальных слоев, церковные и мирские, знатные и простолюдины, ученые и простецы. Эти прекрасные цветы луга духовного согреты любовью святого Сергия, они устремлены к нему - второму солнцу русской жизни. Чем больше проходит лет со дня преставления Преподобного, тем ярче он светит на небосклоне вечности, тем более его помощь и заступничество необходимы всем нам и любимому Отечеству нашему.
Вниманию читателей предлагается небольшая брошюра, приуроченную к 500-летию преподобного Сергия и напечатанную в Имперский период нашей истории, когда Россия спасалась под скипетром Династии Романовых. Дата на обложке указана двойная: 25 сентября 1391-1891 гг. Цензура дозволила печатать книгу 24 февраля 1894 года, т.е. к 580 годовщине со дня рождения, если считать от 1314 года. В историографии и агиографии существуют разные версии в определении точной даты рождения чудного младенца Варфоломея, будущего преподобного Сергия. Иногда встречается двойная датировка 25 сентября/8 октября 1391-1392 гг. как время преставления Святого. Впрочем, это тема отдельного разговора, которой посвящены многие исследования. Из современных сошлюсь на работу прот. В. Цыпина «К вопросу о дате рождения преподобного Сергия Радонежского» (Сретенский сб. М., 2010. С. 230-243).
В полном названии книги: «Преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу, Земли Святорусской и мира православного ПЕЧАЛЬНИКУ, ВО СЛАВУ» последние слова написаны прописными буквами, что должно обращать на себя читательское внимание. Почему так поступили издатели, отчасти становится ясно на последних страницах брошюры. Ее содержание представляет собой не очередную редакцию жития святого Сергия, написанную безымянным автором, а своеобразный краткий очерк духовно-военной истории России, увиденной как бы с высоты русских святых - главных полководцев и героев наших побед. Поэтому здесь преподобный Сергий печалуется и скорбит о грехах, бедах и поражениях нашего народа. И радуется вместе со всем народом, когда ему является милость Божия. Как было это при крушении Царского поезда 17 октября 1888 года при станции Борки недалеко от Харькова, речь о котором идет в конце текста. Возможно, существует иное объяснение, но в то время, когда книгу подписывал в печать цензор, могучий Император Александр Третий, спасшийся Промыслом Божиим в катастрофе, постепенно слабел в результате полученных повреждений... Святой Сергий вместе со всем православным миром скорбел и печаловался о смертельной болезни Помазанника Божиего, «удерживающего мировых сил зла», ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фесс. 2;7).
Блаженная кончина Императора-Миротворца и вступление на престол святого Царя-Мученика Николая в 1894 году стали началом последнего периода трехсотлетнего царствования Династии Романовых. После свержения монархии, в кровавую годину новой Русской смуты ПЕЧАЛЬНИК Земли Святорусской и мира православного, «плоть от плоти, кость от кости» нашего народа был вместе со своим народом. И вместе мы победили, и всегда будем побеждать врагов и супостатов. Духопобедные традиции несли в народ и такие скромные на вид книги, о которой ведем речь. Вчитаемся...
+ + +
Преподобному и богоносному отцу
нашему Сергию,
игумену Радонежскому и всея России чудотворцу,
Земли Святорусской и мира православного ПЕЧАЛЬНИКУ,
ВО СЛАВУ
Иисус глагола: у человек невозможно,
но не у Бога, всям бо возможна суть у Бога.
Св. Евангелие
Господи, воздвигни силу Твою
и прииди во еже спасти ны.
Псалом.
Славя любовь к отечеству, не забудем
отдать должную славу благочестию,
помощи божественной, молитвам
небесных граждан о земном отечестве.
М. Филарет
Великими подвигами, многою верою и мольбою сложилась Русь. Тяжелый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бед перетерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывет она теперь.
Беды ея были и извне, от врагов лютых, которые хотели ея гибели; были беды и от себя, от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудно становилось русскому народу, что все, казалось, погибало - точно и государству совсем конец подходил. Но Господь миловал Русь и спасал ее Своею силою.
В том была крепость Руси, что она неизменно веровала в Бога, и если пред Ним грешила, то пред Ним и каялась.
И Господь взыскивал ее. Множеством праведников благословил Он Русскую землю, и все они - ее заступники и ходатаи пред Богом. Эти праведники учили народ труду, терпению и покорности воле Божией. И Русь терпела свои беды и трудилась, а где сама слабела, звала Бога на помощь. Так она и строилась. Кроме постоянного милосердия к земле русской, Господь подавал ей и особые великие знамения. В самые трудные ее дни, по горячим ее молитвам, Господь посылал дивные чудеса для спасения Poссии.
В русской летописи, т.е. в сказании о жизни Русской земли, описаны многие чудеса, бывшие на пользу ее. Память о них видна в том особом почитании, которым окружает народъ святыни и места, прославившиеся такими государственными чудесами, как то: первопрестольную Москву, иконы Владимирскую, Донскую, мощи преподобного Сергия.
Въ этой книге описаны такие чудеса Господни, бывшие ко спасению Русской земли.
+
СЛОВО, ЕЖЕ КОРМИТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА, СЛОВО, ЕЖЕ КРЕПИТ СЕРДЦА И УМЫ
Изстари идет предание о благословении Русской земли. Почти две тысячи лет тому назад - вскоре после того, как Христос жил на земле, Его апостол, Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие, зашел в пределы нынешней России. Там, на тех высотах, где стоит теперь Киев, апостолъ воздвигнул крестъ Господень, благословил это место и предсказал, что отсюда всю страну окрестную озарит свет веры Христовой. «На сих горах возсияет благодать Божия, имать град велик быти, и церкви многи Бог воздвигнути имать».
+
Самое начало православия на Руси было ознаменовано чудом.
В 988 году великий князь Киевский Владимир решил обратиться в православную веру. Уже он готовился в Корсуни принять святое крещение, чтоб затем крестить весь народ свой. Но, по Божию строению, разболелся он очами, не видел ничего - и тяжко скорбел и не знал, что ему делать.
Греческая царевна Анна, невеста его, послала сказать князю: «Если хочешь избавиться от этой болезни, скорее крестись; иначе не выздороветь тебе».
Владимир же отвечал: «Если сбудется так, то поистине велик Бог хританский», - и крестился.
Когда епископ корсунский возложил на него руки, князъ прозрел. Увидел над собою Владимир чудесное исцеление и прославил Бога, говоря: «Теперь впервые познал я Бога истинного».
Тогда крестились и многие бояре, а затем крещен в Днепре и весь народ киевский.
Так сбылось пророчество апостола Андрея Первозванного. Старый Киев, мать городов русских, стал для Руси колыбелью веры православной и просвещения.
Вслед за Киевом крещен Новгород и другие города.
Сын Владимира Равноапостольного, Ярослав Мудрый, воздвиг много храмов и продолжал распространять истинную веру.
Вскоре в Киеве возникла Киево-Печерская лавра. Отсюда пошло по Руси монашество.
Велико на Руси значение монашества.
Монахи - это люди, уходящие от мирa, чтоб посвятить себя служению Богу. Но монахи в своем уединении не переставали любить свою родину. Желая добра своей земле, они из своих обителей выходили проповедывать о Христе и язычникам и маловерующим. При монастырях устраивались школы; тут обучали грамоте и письму. В трудные дни, когда бывала война или недород, монастыри кормили бедных своими запасами да и всегда всякий нищий мог найти приют и пищу в монастыре. Но больше всего влияли монастыри на нравственность и душу людей. Тут, у святых основателей и подвижников, можно было поучиться тому, как жить по-божьи; грешному человеку можно было покаяться и замолить грехи, а всякаго несчастного готовы были утешить преподобные отшельники. Оттого народ шел туда толпами, и память преподобных чтилась и по смерти - и по смерти они и жалели и помогали своим заступничеством приходившим к ним.
Великую помощь приносили истинные иноки русской земле своими молитвами, а некоторые из них принимали и прямое участие в государственных делах. Особенно же великая помощь для России была от преподобного Сергия, и при жизни его и за гробом.
Первосвятители русские постоянно руководили князьями, и потому их труды имели важное государственное значение.
Знаменитейшие русские обители: Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева (под Москвою), Почаевская на Волыни, Соловецкий монастырь на Белом море.
Из русских преподобных особенно известны: Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий радонежский, Иов почаевский, пуст. Герман, Зосима и Савватий соловецкие; Антоний Римлянин, Варлаам хутынский (новгородские), Пафнутий боровский (калужский).
Зная грамоту и любя Русь, монахи следили за всеми событиями и записывали их подъ тем годом, как они совершались. Так составилась русская летопись.
В святой тишине монастырской келии зачалась эта святорусская летопись. Правдивое теплое слово летописца закрепило навеки повесть о страдной жизни земли русской, полной необоримой веры и великих чудес. Благословен труд летописцев, и славно и дорого для всей Руси имя первого из них, преподобного Нестора, подвижника лавры Киево-Печерской.
Новая жизнь настала для Руси с принятием христианства. В жизни русской начинается повесть о том, как не людскою лишь силою, а Божьей помощью стала русская земля.
+
С ранней уже поры помогал Бог князьям, ратовавшим за православную веру.
В 1164 г. святой благоверный князь Андрей Боголюбский выступил против камских болгар. Перед сечею молился он пред чудотворною иконою Богородицы - Владимирскою и пред честным крестом. Святая икона Владимирская, по преданию, писана евангелистом Лукою, и из Царьграда прислана была Андрею Боголюбскому. Она прославлена великими чудотворениями на пользу земли русской. Андрей Боголюбский одолел врагов.
Разсеяв их, вернулся благоверный князь на поле битвы и со всею своею ратью с великою радостью и многими слезами приносил хвалы и песни Христу Богу и Пречистой Богородице, и в тот час видимы были всем исходящие от святынь два огненные луча, озарившие окрест всю русскую рать.
В память этого чуда установлен праздник всемилостивому Спасу, 1 августа, по соглашению Андрея Боголюбского с императором Византии Мануилом, в тот же день видевшим свет от креста Господня и разбившим сарацын.
Это было первое чудо от преславной иконы Владимирской, пред которою много раз в трудные дни молилась Русь о помиловании.
+
Тяжелое было для Руси время - удельное время.
Началось оно с того, что Ярослав Мудрый, умирая, поделил землю сыновьям, и начали князья спорить между собою и добиваться великого княжения киевского.
Один против другого враждовали они и не щадили русской земли, которая всего более нуждалась в покое. Они же своими междоусобиями разоряли ее. Вместо крепкого государства состояла вся Русь из мелких раздробленных княжеств, и всякий князь делал, что хотел, а общей главы у них не было. И в этой гибельной для Руси борьбе Господь вразумлял князей, милосердуя о народе.
Новгородцы повели себя самовластно, исполнились гордыни, совершили много убийств, и пролили много крови. И Господь, пос- лал вразумление им и ополчившимся на них князьям, чтобы не гордились люди своею силою, когда нет над их делами Божия благословения, чтоб видели все, что никто как Бог.
Андрей Боголюбский послал сына своего Мстислава смирить Новгород. Собралось громадное ополчение; чуть не вся русская земля совокупилась: одних князей пошло тогда 72.
Жестокий Мстислав оставлял за собой пепел и трупы. Горожане заперлись за стенами и клялись умереть за Новгород; осаждающие уже заранее делили между собою улицы, как верную добычу.
Три дня со слезами молился святитель новгородский Иоанн о спасении паствы пред образом Спаса. В ночь пред приступом был от лика глас: «Иди в церковь Спаса на Ильину улицу, возьми икону святыя Богородицы и поставь ее на ограду противу ратных».
На утро архиепископ собрал вече и, во время пения молебна у св. Софии, послал клир за иконою; но клир не мог никак поднять ее. Тогда торжественным ходом пошел Иоанн к иконе и распростерся пред нею с горячей мольбой. И, когда запели хвалу Заступнице христиан, икона заколебалась. Народ видел то и со слезами взывал: «Господи, помилуй!»
Святитель поднял икону. «Народи же утешахуся вслед идуще». В полдень на то место ограды, где поставили икону, посыпались частым дождем вражьи стрелы; одна из них ударилась в лик Богоматери.
Тогда икона обратилась к городу, из очей ее истекли слезы, а архиепископ приял их в фелонь свою.
«Аки пепел тьма пала на врагов»; трепет объял их; некоторые ослепли, а новгородцы ударили, далеко гнали их «и бысть супостатом тяжек путь той».
Церковь установила тогда же праздновать 27 ноября Знамение Божией Матери. На чудотворном лике видна и доселе нанесенная ему рана. Икона стоит в новгородском Знаменском соборе, куда 27 ноября совершается крестный ход из собора Софийского.
Вот какъ церковная песня вспоминает это чудо: «Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице Дево, супротивных ополчения низлагаем».
+
Наступила страдная пора. В начале тринадцатого столетия свирепым потоком двинулись из Азии дикие завоеватели монголы. Князья и тут не оставили своих распрей, не сплотились под одним стягом, чтоб отбить врага, и сгубили тем свою родину.
Русские области и в них Рязань, Владимир и Киев подверглись страшному разорению.
Полонили татары русскую землю в тяжелый плен, длившийся два века.
Тяжелое настало для Руси время. Но Русь сумела претерпеть его. Поняли все, что беда была в розни и в безпечности. В страшном горе стали прибегать к Богу.
Именно в это время процвела на Руси вера - весь народ чуял, что в том только и есть спасение. Постоянно ждали гибели, а потому не забывали о спасении души. А от такого настроения и дела становились крепче. На полной преданности воле Божией и воспитался въэти дни народ.
Все терпели, ожидая от Бога освобождения. Еще шибче пошел народ в монастыри: там искали утешения от невыносимых скорбей.
Так, эта трудная пора освятилась благочестием.
Пока преподобный Сергий радонежский закладывал великий свой монастырь, святитель Стефан пермский распространял христианство на севере России.
За татарское иго происходила на Руси великая внутренняя работа. Вырабатывалась многотерпеливая и смиренная душа русского народа. Прилепившись к Богу, с Ним неотступно продолжала Русь свой путь. Им она освободилась от ига, Им крепнула и возросла.
Как первый луч далекой еще зари, просиял над Русью подвиг благоверного Александра, княжившего сперва в Великом Новгороде, до которого не дошли татарские полчища; не умирала в Александре русская сила; с Колыванского края прогремела по Западу его воинская слава.
В 1240 году король шведский послал зятя своего Биргера с большим войском на ладьях в устье Невы, против новгородцев и их князя Александра.
Получив известие о том, разгорелся сердцем Александр, пал на колени пред алтарем и молился: «Боже хвальный, Боже праведный, Боже великий и крепкий, Боже превечный, сотворивый небо и землю и поставивый пределы языком и жити повелевый не преступая в чужая части: суди, Боже, обидящим мя и возбрани борющимся со мною; приими оружие и щит, встани в помощь мою!»
Своей малочисленной дружине Александр сказал: «Нас немного, а враг силен. Не в силе Бог, а в правде: идите с вашим князем».
На Неве встретил Александра с донесениями военачальник его, ижерянин Пелгус, усердный христианин, и принес князю чудную весть.
Он провел всю ночь на берегу в молитве. Уже стало светать. Тогда по широкой поверхности моря пронесся шум и показалась плывущая ладья; весла тихо ударялись по волнам; гребцы были одеты как бы мглою. Посреди ладьи стояли первые князья-мученики, сыновья равноапостольного Владимира, Борис и Глеб. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу».
Когда ладья проплыла, Пелгус пошел от берега и встретилъ князя.
Как молния ударил Александр на шведов, погубил безчисленное множество врагов и самому военачальнику их возложил печать на лицо острым своим копьем. Тогда и прозвали Александра Невским.
Страдною порой добрым страдальцем за русскую землю был благоверный великий князь Александр Ярославич Невский, строя ее, отмаливая от гнева ханского - и за Новгород, и за Псков, и за все великое княжение живот свой отдавая и за правоверную веру.
Когда, скончав течение свое, закатилось солнце земли русской, при отпевании во Владимире тела, привезенного издалека по зимней стуже, мертвец протянул руку за отпускною грамотою.
+
Судьбу и спасение русской земли вручил Господь не древнему Kиeвy, не сильному Новгороду.
В самой середине ее, на равном разстоянии от областей северных и южных, возник небольшой город, которому судил Бог стать сердцем Руси. Этот город вырос среди скорбей русского народа и много и часто страдал за него.
В этом городе в первый раз явилась сила, без которой не устояла киевская Русь: единение, дружба князей с народом, подчинение всех князей единой великокняжеской власти и заботы святителей об этом самодержавии.
Возвысившись по пророчеству святителя Петра, утвержденный радениями святетелей Алекая и Ионы, этот город все крепчал. Постояв за него при жизни, святители оставляли ему и по смерти свои мощи и свои молитвы. В удивительных испытаниях вырос этот город, был разоряем и сожигаем, но продолжал стоять. При Димитрии Донском он созвал русскую землю на бой с татарами и одолел. Собрав под свое начало все уделы и установив единую государственную власть, вместе с народом русским падала и вставала Москва, переживала все русское горе и русские радости. В ней остались целы все народные святыни, а в ее седом Кремле живы предания о том, как стонала и болела Русь и как миловал ее Бог. Любит народ этот город, чуя в нем свою крепость и помня, как в судьбе его не была посрамлена русская вера.
И теперь одно имя его - имя всего самого заветного, что есть у Руси, его лучших воспоминаний и светлых надежд. Страшная врагам, милая собранной ею Руси красуется древняя столица под Божьим покровом. За те труды и тот кровавый пот, что проливала она за целость и счастье земли Русской, благодарный народ прозвал ее сердцем Руси, первопрестольною, великою, святою, родною матушкою Москвой.
Много помог Москве заботами и молитвою преподобный Серий, игумен радонежский и всея России чудотворец.
Этот праведник тем близок и дорог русскому народу, что он - плоть от плоти и кость от костей его. Своим житием он показал, какие силы заложены Богом в богатую русскую душу. Нельзя обнять словом подвигов преподобного Сергия для спасения души его, как нельзя описать его мудрости, смирения и любви. Ради Бога великою любовью возлюбил преподобный Русскую землю. При жизни он молился за нее и наставлял и вождей ее и народ, и по кончине стал зорким стражем ее.
Многими чудесами выразилось стояние преподобного Сергия за Русскую землю, а лавра его принесла ей великие жертвы. Еще при жизни преподобному Сергию явилась Божия Матерь и дала обещание: «Неотступна буду от места сего и буду покрывать его». В лице преподобного Сергия посещена Богоматерью вся православная Русь, потому что бывали времена, когда все погибало на Руси, а стояла крепко одна лавра, воплощая собою всю Русь.
Невыразимо любит Россия своего преподобного, и ходит к нему на поклонение всем необъятным миром своим. Как к сердцу человека приливает и отливает кровь, так у раки преподобного Сергия обновляется и крепнет русская земля. Преподобный Сергий - великое сердце Руси и ее дух, вся жизнь русская.
25 сентября 1391 года день блаженной кончины преподобного Сергия. С этой поры, в продолжение пяти веков, неизменно хранит он Русскую землю своими молитвами и чудесами.
Имя Москвы встречается впервые в летописях в 1147 году, но выдвигается она лишь с начала 14-го столетия.
Первым князем ее был сын Александра Невского, Даниил Александрович московский, скончавшийся схимником и оставивший в наследие своему Московскому уделу, разросшемуся в величайшее царство, свои нетленные мощи, почивающие в Данилове монастыре.
Петр, митрополит киевский и всея Руси, в постоянных путешествиях для устроения паствы, часто приходил в славный град, называемый Москва, тогда еще малый и немногонародный, не такой, каким видим его теперь. И сильно возлюбил Москву Божий святитель и начал жить в том городе больше иных мест.
Он увещевал сына Даниилова, благочестивого князя Ивана Данииловича Калиту, заложить храм Успения Пречистой Девы и провидел юную славу Москвы.
«Если ты послушаешь меня, сын мой, и воздвигнешь храм Пречистой Богородицы и успокоишь меня в своем граде, то и сам прославишься больше иных князей, и сыны и внуки твои в роды родов, и град сей славен будет среди всех градов русских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плеща врагов его, и прославится Бог в нем, и кости мои положены в нем будут».
Иван Калита исполнил по желанию старца, который вскоре, 21 декабря 1326 г., скончался и погребен в Успенскомъ соборе, где в том же веке обретены его честные мощи.
Вся последующая летопись Московского государства есть одно торжественное подтверждение пророчества святителя Петра.
+
Москва крепла, чтоб во благовремении принести плод свой. Там, где неодолимые, казалось, беды могли все разрушить, действовала спасающая благодать.
Княжил сын Калиты, Иоанн Кроткий. Престол святителя Петра занимал Алексий митрополит.
За добродетель его, больше же всего за молебное к Богу и великое житие, и промеж дальних, неверных, безбожных татар имя святого Алексия проносилось, как святыня.
В 1357 году от хана Джанибека, жена которого, Тайдула, уже три года лежала слепою, пришла великому князю грамота: «Слыхал я про вашего главного попа, что, когда просит он чего у Бога, Бог слушает его. Если его молитвами исцелеет царица моя, будете в миру со мною; а не пустишь его, пленю землю твою».
Тяжелы были эти слова святителю Алексию. «Прошение и дело выше моей меры, сказал оъ, но я верую, что Бог, даровавший прозрение слепорожденному, не презрит того, кто с верою просит его».
Митрополит собрался в Орду. У раки святителя Петра служил напутственный молебен, и во время его молитвы совершилось великое знамение. Свеча, стоявшая незажженною при раке, внезапно загорелась сама. Святитель взял часть этой свечи с собою, считая чудо за предзнаменование.
Между тем Тайдула видела во сне святителя Алексия и заказала ему архиерейское облачение, подробно описав по сновидению.
Прибыв в Орду, святитель Алексий отслужил молебен, возжегши Петрову свечу, окропил больную принесенною святою водою, и она прозрела.
Добрый Джанибек за исцеление Тайдулы дал святителю медный перстень с изображением дракона, сохранившийся и ныне в московской патриаршей ризнице. Кроме того, в Москве крепким памятником чуда и веры святителя Алексия остался Чудов монастырь, основанный на земле, подаренной благодарною ханшею и сохраняющий целебные мощи своего основателя.
В тот же год свирепый Бердибек, убивший отца, немедленно послал угрозы и насильственные требования князьям русским. Только что вернувшийся в Москву святитель Алексий снова поехал в Орду и печаловался за русскую землю пред матерью-ханшею. «Многу истому приим от татар», - святитель успел однако в своем деле.
Торжественно было обратное его шествие. Ликующий народ повсюду на пути стекался славить его, а в Москве великий князь, бояре, духовенство, горожане вышли за город на встречу своему пастырю.
Восьмилетний княжич Димитрий воскликнул:
- Владыко, чем воздать тебе за труд твой? Ты даровал намъ житие мирное.
Через шесть лет, в 1363 г., святитель благословил этого княжича, взросшего под его отеческим крылом, на великое княжение чудотворною иконою Владимирскою.
Велика заслуга святителя Алексия пред русскою землею. Благодаря чуду, совершенному им, Русь спокойно собралась с силами на тот бой, который положил начало падения ига.
+
Близилось освобождение.
В 1378 году на реке Боже впервые побиты татары.
Мамай готовил грозную месть.
Вся Русь подымалась на последнюю борьбу. В глубине радонежских лесов дивный Сергий молился за свой народ. Сюда пришел Димитрий за благословением.
Игумен сказал князю:
- Да подаст тебе Господь Бог и Пречистая Богородица помощь. Минует тебя победный венец с вечным сном смерти, но прочим многим готовятся венцы с вечною памятью.
Жалея кровь русскую, преподобный Сергий, окропляя князя святою водою, промолвил:
- Почтил бы ты дарами и честию нечестивого Мамая, да видит Господь Бог смирение твое и вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит.
- Все это я сотворил ему, отче; он же еще больше надмевается.
Игумен отвечал:
- Если это так, то ждет его конечное погубление и запустение; тебе же от Господа Бога и Пресвятой Богородицы и святых Его - помощь и милость и слава!
От себя преподобный поставил в русскую рать двух иноков, бывших в миру искусными воинами, Александра Пересвета и Андрея Ослабю, вручил имъ знамение креста на схимах и сказал:
- Вот оружие нетленное, да служит оно вам вместо шлемов.
Димитрий двинулся.
В то же время одно чудесное явление обнаружило участие, которое принимал в предстоявшей борьбе небесный заступник России, благоверный великий князь Александр Невский.
Служитель той церкви во Владимире, где покоилось его тело, в одну ночь увидал, что свечи храмовые зажглись сами собою и два честные старца вышли из алтаря и приблизились ко гробу блаженного Александра с зовом:
- О, господине Александре, возстани и ускори на помощь правнуку своему великому князю Димитрию, одолеваемому от иноплеменных.
И в тот час благоверный князь возстал из гроба и вскоре с обоими старцами сделался незрим.
Видевший поведал то, что было, всему освященному собору. С молитвою раскопали могилу, и были обретены честные мощи.
Между тем, в нынешней Тульской области, Димитрий стоял у Дона и колебался, переходить ли реку. В эту трудную минуту прискакал гонец от преподобного Сергия; игумен посылал богородичную просфору и грамотку, содержавшую наказ не медлить ни мало и сразиться: «Чтобы ты, господине, таки пошел. А поможет ти Бог и святая Богородица».
Дивный старец провидел, что король польский Ягайло, спешивший на помощь Мамаю, будет в день битвы лишь в 30 верстах от Куликова поля, где она происходила.
Получив грамоту, Димитрий в радости воскликнул:
- Велико имя Пресвятыя Троицы! Госпоже Пресвятая Богородице, спаси нас! Тоя молитвами, Христе Боже, и за молитвы святых чудотворец Петра и Алексия и преподобного игумена Сергия помогай нам на сопротивныя силы и спаси нас!
Димитрий велел воинам переправляться через Дон и сказал при этом:
- Час суда Божия наступает.
В ту ночь были видения. Страж Фома Коцюгей поведал, что в небе показалось несметное темное ополчение; но затем явились два светлые юноши ихъ секушие, с криком: «Кто вам велел погублять отечество наше!» Другой видел святителя Петра, гнавшего пред собою золотым жезлом толпы эфиопов. В светлых юношах князь признал благоверных князей Бориса и Глеба.
Заутра, 8 сентября, в день Рождества Богоматери, пред самой битвой, Димитрий, в виду своей рати, молился коленопреклоненный, в умилении простирая руки к сиявшему золотом на черном знамени великокняжеском лику Спаса, за Русь и православие:
- Боже великий, сотворивый небо и землю, буди нам помощник на противников святого Твоего имени.
До битвы инок Пересвет вышел на единоборство с богатырем татарским, и оба пали мертвые. А иначе бы много воиновъ перебил этот татарин.
Во главе своей рати устремился Димитрий на врага, громко читая псалом: «Бог мне прибежище и сила!»
После жестокой и долгой сечи был сломлен Мамай и, увидев с высокого своего холма бегство своих полчищ, в гневе и тоске воскликнул:
- Велик Бог Хрисланский!
В тот день в далекой обители святой Троицы игумен стоял на молитве, рассказывая инокам о ходе сражения, поименно молясь за убитых и описывая победу.
В память Куликова дня, по обету, тайно данному пред походом Димитрием Пресвятой Богородице, в окрестностях Москвы, на месте, указанном игуменом Сергием, на реке Дубенке, устроен Успенский Стромынский монастырь; а на поле битвы поставлена обитель в честь Рождества Богородицы, где ныне село Монастырщина.
В знак признательности к воинам, павшим в битве, установлено вечно праздновать их память в субботу Дмитровскую, доколе просуществует Россия.
На поле битвы, 8 сентября 1380 года, были иконы: Донская, принесенная в дар донскими казаками, и Гребневская - гребневскими, стоящая ныне в Москве, в церкви ее имени, у Лубянской площади.
Великого князя Димитрия Иоанновича, первоначальника нашей славы, за победу в Донской, Мамаевой или Куликовской битве, прозвали Донским.
Это было первое великое торжество Руси над татарами, начало нашего освобождения - «и бяше чудно зрение и дивна победа».
«Орел высокопарный», благоверный князь Димитрий Донской отлетел к Богу, едва достигнув сорока лет. Тяжкая была по нем скорбь народная.
Его нетленное тело покоится в общей усыпальнице московских государей - кремлевском Архангельском соборе.
Его вдова, великая подвижница и милостивица, княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния, основала в Кремле Вознесенский монастырь, где и лежат ее мощи.
+
Протекло 15 лет после Куликовской битвы. Шел год 1395, под княжением сына Донского, Василия I. Наступала страшная гроза. Тамерлан шел раздавить Русь.
Наскоро собранное ополчение стояло за Коломною. Тамерлан был уже в пределах нынешней Орловской области и двинулся вверх по берегу Дона, но по дороге остановился.
Страшные муки переживала Москва. В этой скорби ждали спасения только от Бога: послали во Владимир за славною уже чудотворениями иконою Богоматери. Покаянием и постом готовил себя народ московский к принятию святыни.
Икона приближалась. 26 августа далеко за город подвиглась Москва в сретение ее.
То был торжественный час. Изстрадавшийся народ с громкими рыданиями встречал чудотворный лик заступницы христиан; не было человека, который бы не плакал.
Упав ниц, соединяясь в одной мольбе, народ взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» - и тогда вдруг всехъ объяло предчувствие спасения, - граждане уже благодарили Небо.
В тот же день и час Тамерлан из Рязанской земли внезапно поднялся и обратился в бегство: как сказано в летописи, «убояся, и устрашеся, и ужасеся, и смятеся; восколебашася аки некими гоними быша».
В час сретения иконы в Москве Тамерлан забылся и видел поразительный сон.
Стояла высочайшая гора, и с горы шли к нему святители с золотыми жезлами в руках, наводя на него ужас. И вот, над святителями, в воздушном пространстве, возстала жена в багряных ризах, со множеством воинства, жестоко угрожающая ему. И внезапно он содрогнулся, вскочил с одра и, трясясь и трепеща, воскликнул:
- О, что это?
Князья же и воеводы Тамерлановы расспрашивали его, чтоб узнать, что было. Долго не мог он прийти в себя. Когда же рассказал свое видение, повелел обратить вспять безчисленную рать свою и побежал, гонимый гневом Божиим и силою Пречистой Девы.
Икона Владимирская была устроена в нарочно воздвигнутом храме, у Владимирских ворот, а потом навеки поставлена в Успенском соборе на заступление и охранение царствующего града.
На месте сретения иконы стоит Сретенский монастырь, куда ежегодно, 26-го августа, совершается крестный ход из кремлевских соборов.
Церковь, вспоминая тот день, поет: «Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону».
При Василии II за молитвы святителя московского Ионы была избавлена Москва от пожара и разорения от крымского хана Мазовши, в память чего устроена церковь в честь Положения ризы Богоматери, празднуемого в день этого чуда.
Святитель Иона много помог великим князьям московским в собирании земли под московское верховенство.
При Василии I, сыне его Василии II и внуке, Иоанне III, совершилось объединение почти всех уделов под властью московского великого князя. Иоанн принял византийский герб в виде орла. При нем все возрастала русская сила, и окончательно свергнуто татарское иго.
+
В 1480 году великий князь Иоанн III Васильевич, плативший еще дань Орде, изорвал и истоптал ногами басму (изображение) хана Ахмата, перебил послов его и объявил, что не будет платить дани.
Ахмат в ярости поднялся со своими полчищами на Русь, похваляясь разорить святые церкви и пленить все православие, как было при Батые.
Опасность была грозная. Все длинные труды по свержению ига могли пропасть разом - и Руси снова предстояло опустошение из края в край, избиение князей, тяжкий плен народа.
Когда русская и татарская рати, стоя друг против друга, разделенные рекою Угрою, покрытою толстым льдом, готовы были уже сразиться, и Иоанн начал отступать, чтобы выбрать удобнейшее для битвы место, - вдруг напал страх на обе рати, и они побежали друг от друга, никем не преследуемые.
Ахмат ушел совсем из Руси и больше не возвращался.
Так, без кровопролития произошло дело свержения ига. Все современники видят в том чудо, славят милость Божию и говорят: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие и не мудрость человека, но Господь спас ныне Россию». Вот слова летописи: «Тогда бысть чудо преславно Пречистая Владычице нашея Богородицы: прииде на царя Ахмата страх от Бога и побеже от Угры никем же гоним. И тако Бог избави русскую землю от поганых молитвами Пречистыя и великих чудотворцев и всех святых. Аминь».
Угру прозвали Поясом Богородицы, так как Матерь Божия сохранила в тот год, по вере россиян, под покровом Своим русскую землю.
Веселился народ в эту годину конечного освобождения Руси от монгольского ига, а митрополит установил в память того события ежегодное празднование славнейшей иконе Владимирской и крестный ход, совершаемый из Кремля и поныне в Сретенский монастырь, 23 июня.
+
Память о монгольском иге отходила все дальше и дальше. Дело собирания земли русской было уже завершено.
В 1521 году при сыне Иоанна III, Василии III, крымский хан Махмет-Гирей вздумал сломить быстро возраставшую русскую силу, пошел на Москву, опустошая землю, убивая, пленяя людей, злодействуя.
Разсеяв у Оки русскую рать, он соединился с ханомъ казанским и раскинул стан на Воробьевых горах. Готовясь к приступу, среди пылающих деревень, среди облаков дыма подошел еще ближе.
Москва без войска, без государя трепетала и молилась. В эти страшные дни, когда помощь свыше медлила, бывшее нескольким людям видение открыло Москве ее великих молитвенников и печальников.
Из Кремля чрез Фроловские ворота открылся торжественный крестный ход.
С кадилами и свечами, лампадами, рипидами, хоругвями шли служители Церкви, неся иконы и вместе с другими - чудотворную Владимирскую; далее, в драгоценных облачениях, шествовал собор святителей московских, и за ними неисчислимые толпы народа. То вышние силы покидали Москву за грехи ее.
И вот, с Ильинского торжища им навстречу устремились преподобные Сергий радонежский и Варлаам хутынский. С плачем они припали к ногам святителей, умоляя не покидать город в опасности, и долгими и горячими просьбами убеждали их для умилостивления гнева Божия отпеть молебен.
Много печаловались они пред святителями и, наконец, весь великий собор единодушно подвигся на молитву, пел каноны пред иконою Владимирскою, взывал къзаступлению Богородицы - и тогда вернулись в город.
В то ужасное нашествие Москва одна уцелела.
Хан дважды посылал многих людей поджечь посады, и в ужасе возвращались они с вестью, что вокруг всего посада стоит множество вооруженного воинства. Хан велел приближенному своему узнать истину. С трепетом пришел и тот:
- О, царь, что медлишь? побежим! идет на нас отъ Москвы безмерное множество войска!
То было видение. Хан отступил.
Крестным ходом 21 мая ежегодно вспоминает Москва это чудесное избавление, и оттоле пошел обычай с непокрытой головой проходить ворота, которые стали звать Спасскими. С правой стороны их находится теперь часовня с чудотворною, очень чтимою в Москве иконою, изображающею преподобного Сергия радонежского и Варлаама хутынского, молитвенно припавших ко Христу. На кремлевской стороне висит икона - святители Петр и Алексий на молитве пред Богоматерью.
+
Труд собирания уделов был довершен великим князем Василием III. Сын его, Иоанн IV Васильевич Грозный, первый принявший при венчании на престол имя царя, присоединил к Руси царства: Казанское, Астраханское и Сибирское.
В 1552 году был казанский поход Ивана Грозного, как замечают исследователи, крестовый, окончившийся завоеванием Казани.
Для целого монгольского царства открывался свет веры, и являлись знамения.
Во время осады ратным людям русским слышен был из-под земли церковный красный звон колоколов, словно на Москве. Но особенно преславны чудеса, предшествовавшие казанскому походу.
Когда, еще до похода, был заложен первый оплот русской силы в Казанском царстве - Свияжск, с храмом преподобного Сергия, от иконы которого совершались там многие исцеления, пленные черемисы рассказывали:
«Лет за пять до основания города, когда это место было пусто, часто мы слыхали здесь русский церковный звон. В страхе мы посылали легких молодых людей посмотреть, что такое происходит, и они слышали голоса прекрасно поющих, как будто в церкви, и никого не видали, кроме одного вашего старого инока, который ходил со крестом, благословлял на все стороны, как будто размерял то место, где теперь город, и все то место наполнялось благоуханием. Посланные нами покушались ловить его: он становился невидим. Пускали в него стрелы, - стрелы не ранили его, а летели вверх, падали на землю и ломались. Мы сказывали и о том нашим князьям, а они царицам и вельможам в Казани».
По иконе старца узнали: то преподобный Сергий отмеривал Руси Казанское царство.
Казань пала 1 октября, и в память того построен въ Москве Покровский собор.
Вскоре в городе чудесно была обретена икона Божией Матери, названная Казанскою и прославленная чудотворениями из края в край земли русской. Это событие описано священником Гермогеном, впоследствии патриархом всероссийским.
Царь Иоанн Васильевич Грозный смолоду много сделал для Руси. Тогда стояла при нем царица его, кроткая голубка Анастасия Романовна, которая для всей Москвы, для нищих и убогих была матерью родною. Бояре московские не сумели упасти пылкого царя и вооружили его против себя. Когда умерла Анастасия, ярость Иоаннова против бояр, таившаяся с горького детства, прорвалась. Иоанн всюду видел измену и казнил с виноватыми множество правых. Чтоб сыскивать измену, он учредил опричнину, которая грызла всю Русь и неистовствовала. В это тяжкое время смело обличали Иоанна Божий человек Василий блаженный, которого мощи теперь лежат в соборе, слывущем под его именем, и митрополит Филипп.
Великий инок из знатного рода бояр Колычевых, Филипп, подвизался суровым подвигом в Соловецком монастыре, где «насадил безлюдные места» и одолел грозную северную природу. Против желания поставленный на московскую митрополию, он безстрашно укорял царя, печалуясь о народе, и за то был низведен и замучен. Его мощи почивают ныне, вместе с мощами других московских митрополитов, в Успенском соборе.
После Иоанна Грозного царствовал сын его Феодор, последний из потомков Владимира святого на русском престоле.
Он отличался великим благочестием и на престоле был смиренным иноком. Вера его была подтверждена знамением.
В 1594 году Казы-Гирей крымский врасплох напал на Русь.
Ратный стан русский расположился в двух верстах от Москвы; там устроили храм во имя преподобного Сергия, послали икону Донскую, ходившую на Куликово поле, пели молебны, по стенам московским совершали крестные ходы.
Крымцы подошли и сразились.
Москва увидела впервые тяжкое зрелище: бились под стенами ее, на родных ее равнинах.
В этот день ужаса, когда пение церковное смешивалось со звуками пальбы и фимиам с дымом пороха, один человек изо всего народа был ясен и покоен - тот, за кого умирали пред стенами столицы.
Утомленный долгою молитвою, Феодор в полдень, с высоты своего терема, равнодушно смотрел на битву. За ним стоял добрый боярин Григорий Годунов, плача об участи Москвы.
Царь обернулся и сказал:
- Не бойся: завтра не будет нечестивых!
То было пророчество.
За час до рассвета, 5 июля, в день обретения мощей преподобного Сергия, хан бежал.
На месте, где был стан и пребывала икона, воздвигнута обитель Донская. В ней устроен храмъ преподобному Сергию, а в соборной церкви ее стоит список с чудотворной Донской иконы, находящейся в московском Благовещенском соборе. Ежегодно 19 августа, в день празднования иконе Донской, из Кремля в монастырь совершается крестный ход.
читать далее http://prarussia.mirtesen.ru/blog/43606085655/Voevoda-Rossii-ch.2