На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Как Орда «защала Русь от западных агрессоров».

Как Орда «защала Русь от западных агрессоров».

Как Орда «защала Русь от западных агрессоров».

Улуг Улус в мировой политике. Улуг Улус с момента своего образования стал противником европейского крестоносного движения и, соответственно, союзником стран, подвергшихся агрессии крестоносцев. Существовал союз Улуг Улуса с Египетским государством мамлюков, направленный против Иерусалимского королевства, сарайские ханы активно поддерживали русских князей в их борьбе с прибалтийскими орденами.

Александр Невский, который был приемным сыном Бату, часто пользовался степными отрядами в борьбе с крестоносцами. Русские княжества, входившие в Улуг Улус, избежали участи южных и западных русских земель, попавших под власть Литвы. Степняки построили несколько крепостей, которые впоследствии стали крупными русскими городами – Тула, Елец, Калуга. Многие русские земли (Новгород, Смоленск и др.) добровольно вступили в подданство Улуса, получив взамен защиту от западных агрессоров. 
А. Кузембайулы, Е. Абиль. История Казахстана. Учебник для ВУЗов. СПб., 2004. С. 91-92

 

Посмотрим, как «защита от западных агрессоров» выглядела на практике. 

1266-1272 гг. – Грамота князя Ярослава Ярославича рижанам о свободном пути для гостей, по Менгу-Темирову слову 
Менгу Темерово слово къ Ярославу князю: даи путь немецкому гости на свою волость. От князя Ярослава ко рижаномъ, и к болшимъ и к молодымъ, и кто гоститъ, и ко всемъ: путь вашь чистъ есть по моеи волости; а кто мне ратныи, с тимъ ся самъ ведаю; а гостю чистъ путь по моеи волости. 
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. С. 57 

Как видим, ордынский хан приказывает русскому великому князю предоставить немецким купцам право свободной торговли в русских землях.

Естественно, делается это в ущерб интересам русских купцов. 
Дополнительные сведения об отношении ордынских властей к немецким купцам содержит рассказ русских летописей о разгроме татарами в 1283 г. Курского княжества: 

Того же лета [6791=1283] сътворися зло въ княжении Курскиа области… Царь же Ногои разгневася и дасть рать на Олга, и повеле его изнимати, а княжение его взяти все; и приидоша Татарове ратью къ городу Варгулу месяца Генваря въ 13, по Крещении Господни. Князь же Олегъ побежалъ къ своему Телебузе царю, а князь Святославъ побежалъ въ лесы Вороножскыа, и половина рати Татарскыя погналися за князми, а другая половина заяша все пути, и тако поимаше все княжение Олгово и Святославле, и изнимали бояръ стареишихъ 13 и стоаше днеи 20 воююче по всему княжению, а свободы те наполниша людеи и скота и всего добра Ворголскаго и Рылскаго, и Липовичскаго. Егда же приидоша Татарове, гонящеся по Олге и Святославе, не обретше ею, и наутриа выдаша Ахмату бояръ изниманныхъ и черныхъ людеи, рекуще: «кого убьешь, кому животъ даси, ты ведаи». Они же повели ихъ бояръ, бяше бо приведено на побоище то много множество людеи, скованы по два въ немецкыхъ железехъ; бяху бо изымани поломници неции гости, егда же изби бояръ, и повеле поломници те пустити, а порты повеле дати паломникомъ избитыхъ бояръ, река имъ: «вы есте гости поломници, ходите по землямъ, тако молвите, кто иметь держати споръ съ своимъ баскакомъ, такоже ему и будеть», а что изымано будеть черныхъ людеи и съ женами, и з детми, то все попровадилъ прочь, а трупья бояръ техъ повеле по древью развешати, отъимая у всякого голову да правую руку; и начаша бесермена вязати головы те къ торомъ боярскыя, а рукы выкладоша въ судно и въставиша на сани и поидоша отъ Воргола, и пришедше въ села и потомъ въ Туровъ. Хотеша же послати по землямъ головы и рукы боярскыя, ино некуды послати, все княжение изымано, и тако пометаша головы и рукы боярскыа псомъ на снедь, и тако поидоша прочь. Мнози же человеци отъ мраза изомроша, людие облуплени суще, мужие и жены и младенци. 
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 79-81

Посмотрим, как «защита от западных агрессоров» выглядела на практике. 

1266-1272 гг. – Грамота князя Ярослава Ярославича рижанам о свободном пути для гостей, по Менгу-Темирову слову 
Менгу Темерово слово къ Ярославу князю: даи путь немецкому гости на свою волость. От князя Ярослава ко рижаномъ, и к болшимъ и к молодымъ, и кто гоститъ, и ко всемъ: путь вашь чистъ есть по моеи волости; а кто мне ратныи, с тимъ ся самъ ведаю; а гостю чистъ путь по моеи волости. 
Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949. С. 57 

Как видим, ордынский хан приказывает русскому великому князю предоставить немецким купцам право свободной торговли в русских землях. Естественно, делается это в ущерб интересам русских купцов. 
Дополнительные сведения об отношении ордынских властей к немецким купцам содержит рассказ русских летописей о разгроме татарами в 1283 г. Курского княжества: 

Того же лета [6791=1283] сътворися зло въ княжении Курскиа области… Царь же Ногои разгневася и дасть рать на Олга, и повеле его изнимати, а княжение его взяти все; и приидоша Татарове ратью къ городу Варгулу месяца Генваря въ 13, по Крещении Господни. Князь же Олегъ побежалъ къ своему Телебузе царю, а князь Святославъ побежалъ въ лесы Вороножскыа, и половина рати Татарскыя погналися за князми, а другая половина заяша все пути, и тако поимаше все княжение Олгово и Святославле, и изнимали бояръ стареишихъ 13 и стоаше днеи 20 воююче по всему княжению, а свободы те наполниша людеи и скота и всего добра Ворголскаго и Рылскаго, и Липовичскаго. Егда же приидоша Татарове, гонящеся по Олге и Святославе, не обретше ею, и наутриа выдаша Ахмату бояръ изниманныхъ и черныхъ людеи, рекуще: «кого убьешь, кому животъ даси, ты ведаи». Они же повели ихъ бояръ, бяше бо приведено на побоище то много множество людеи, скованы по два въ немецкыхъ железехъ; бяху бо изымани поломници неции гости, егда же изби бояръ, и повеле поломници те пустити, а порты повеле дати паломникомъ избитыхъ бояръ, река имъ: «вы есте гости поломници, ходите по землямъ, тако молвите, кто иметь держати споръ съ своимъ баскакомъ, такоже ему и будеть», а что изымано будеть черныхъ людеи и съ женами, и з детми, то все попровадилъ прочь, а трупья бояръ техъ повеле по древью развешати, отъимая у всякого голову да правую руку; и начаша бесермена вязати головы те къ торомъ боярскыя, а рукы выкладоша въ судно и въставиша на сани и поидоша отъ Воргола, и пришедше въ села и потомъ въ Туровъ. Хотеша же послати по землямъ головы и рукы боярскыя, ино некуды послати, все княжение изымано, и тако пометаша головы и рукы боярскыа псомъ на снедь, и тако поидоша прочь. Мнози же человеци отъ мраза изомроша, людие облуплени суще, мужие и жены и младенци. 
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 79-81

От евразийцев часто приходится слышать, что Орда защищала Русь от Запада, если вообще не спасла её от уничтожения «западными крестоносными агрессорами». С фактологическим обоснованием этих – как и всех прочих – утверждений у евразийцев сложности за полным отсутствием в источниках свидетельств об участии татар в сражениях русских войск против крестоносцев. Более того, как я указывал, Орда принуждала русских князей разрешать на русских землях свободную торговлю немецким купцам из крестоносных государств Прибалтики, нанося тем самым удар в спину русскому купечеству. 

Ту же самую прозападную политику Орды можно наблюдать и в черноморском регионе. Именно на столетия татарского господства на северном и северо-восточном побережьях Черного моря пришелся расцвет в этих местах торговли итальянских городов-государств, основавших там свои многочисленные колонии. В связи с обстоятельствами похода Мамая на Русь привлекает внимание упоминание о присутствии в рядах его войска «фрягов», т.е. итальянцев. Евразийцы любят особо отмечать этот факт, стремясь представить ордынского правителя игрушкой в руках всё тех же «западных агрессоров». На самом деле, сотрудничая с итальянцами, Мамай действовал полностью в русле традиционной политики своих предшественников и преемников. 

Одним из основных источников доходов итальянских торговых колоний на землях Орды были рабы, в изобилии поставлявшиеся им татарами. Согласно свидетельствам источников, значительное количество этих рабов были русскими по происхождению. Итальянско-татарское коммерческое партнерство в сфере работорговли просуществовало более двух столетий – с середины XIII в., когда был основан Улус Джучи, до конца XV в., когда итальянцы были окончательно изгнаны из Черного моря турками. Однако сама торговля восточноевропейскими рабами продолжилась и далее, только поставщиками живого товара стали крымцы, а рынком его сбыта – Османская империя. Некоторые сведения о продаже татарами русских рабов итальянским купцам приведены в книге М.Д. Полубояриновой «Русские люди в Золотой Орде»: 

С середины XIII в. бурную деятельность на Черном море развили купцы-работорговцы из итальянских городов Венеции, Пизы, Генуи, а позже (конец XIV-XV в.) – из Флоренции. Наиболее активные генуэзцы, а вслед за ними остальные вошли в сношения с Золотой Ордой, получили разрешение на основание колоний в Крыму, в частности Каффы, ставшей одним из основных центров работорговли. Часть рабов, среди них и русские, оседали в причерноморских центрах. В нотариальных актах конца XIII в. генуэзских колоний Пера и Каффа среди проданных рабов упоминаются и славяне, т.е. русские. Огромные партии рабов переправлялись в Европу, в частности в итальянские и французские города. 
Характерно, что особым спросом в итальянских городах пользовались женщины: до XIV в. их покупали в два раза больше, а с XIV в. – в четыре раза больше, чем мужчин, и цены на женщин в общей сложности были выше. Это объясняется тем, что рабы предназначались для домашних работ. Возраст рабов – не старше 40 лет; наиболее ценными считались рабы от 16 до 30 лет. Часто упоминаются русские рабы и рабыни. Они (главным образом женщины) и ценились на рабских рынках очень высоко. В 1429 г. 17-летняя русская девушка была куплена за максимальную цену – 2093 лиры; известны и другие примеры. После русских ценились выше всего черкешенки, дешевле татарки – их продавали за 136-139 лир. 
В 1465 г. одна флорентийская синьора в письме к сыну пишет следующее: «Мне пришло на мысль, что раз ты женишься, тебе необходимо будет взять рабыню… Если ты имеешь это намерение, напиши какую. Какую-либо татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся, как и все ее соплеменницы, здоровьем и силой, или русскую, т.е. из России, которые выдаются своей красотой и сложением. По моему мнению, – добавляет рассудительная мать, – лучше всего было бы взять татарку». 
В документах Руссильона нередко упоминаются «белые татары» наряду с «желтыми». Имена «белых татар» – Лукия, Марфа, Мария, Катерина и т.п. – говорят об их русском происхождении. С начала XV в. на первом плане во всех записях стоят русские рабы и рабыни – они составляют более 22%. Цены на них также наиболее высокие. 
В документах итальянских городов уже в середине XV в. слышны жалобы на то, что количество привозимых рабов уменьшается. 
М.Д. Полубояринова. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978. С. 39-40

 

 

Читать подробнее →

наверх