На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В небе Сталинграда. Начало ноября 42

В небе Сталинграда. Начало ноября 42

В небе Сталинграда. Начало ноября 42

В 1942 году на фронтах наступило затишье. Лучше сказать стабильность. Попытки РККА начать контрнаступление от юга до севера успеха не имело. После декабрьского поражения под Москвой, миф о непобедимости Германии развеялся, как утренний туман. Однако, войска Вермахта были ещё очень сильны, а Бесноватого ещё не до конца поразила “истерическая слепота”.
Фашистская Германия  делала ставку на Сталинграде. Овладев Сталинградом, открывались пути к нефтяным месторождениям СССР на Кавказе, а затем и к остальным частям СССР. Ставка Верховного Командования понимала это чётко.
Происходит концентрация наших и немецких сил на этом направлении.
23 августа 1942 года фашистская авиация, а точнее 4-й  Воздушный флот наносит страшный бомбовой удар по Сталинграду. Несколько сотен самолётов за один только день
совершили более двух тысяч вылетов. Фашистские ублюдки превратили город в руины. 43тыс. мирных жителей были убиты, а более 50 тысяч ранены.
Лучшие образцы боевой техники теперь направляются к Сталинграду. Авиация не была исключением.  Первые серийные самолёты ЛаГГ-5  стали сходить с конвейера в июле 1942 года  и лучшие летчики ВВС посылались на этот новый самолёт. 
 Первоначально ЛаГГ-5 имел на вооружении две автоматические 20-мм пушки ШВАК, Один снаряд такой пушки разбивал в дребезги самолёт противника с дистанции до 150 метров. Пушки размещались в передней части фюзеляжа над двигателем. Приборное оснащение было очень скудное. На самолёте даже не имелось ни одного гироскопического прибора, как например авиагоризонта или гирокомпаса. Если сравнивать ЛаГГ-5 с аналогичными самолётами Германии, Великобритании или США, то может показаться, что технически он значительно уступал им. Однако по своим лётным качествам он вполне соответствовал требованиям времени. Кроме того, его простая конструкция, отсутствие необходимости в сложном техобслуживании и нетребовательность к взлетным полям делали его идеальным для тех  условий, в которых приходилось действовать частям советских ВВС. Эта традиция сильна до сих пор. Некоторые изделия так просты, что вызывают у басурманов чувство удивления и даже раздражения. На самом деле, за нашим природным разгильдяйством кроятся блистательные идеи, которые в гарвардах и не снились! 
Приказом от 8 сентября 1942 г.истребители ЛаГГ-5 были переименованы в Ла-5.
С лета 1942 г. В Сталинград направлялись лучшие самолеты и лучшие летчики ВВС. Переучивание лётного состава продолжалось 15 дней и осуществлялось в городе Горьком
на заводе 21. 
Технология сборки была не отработана. Всё больше работ по сборке осуществляли женщины, и всё меньше мужчин оставалось закреплённых на заводе. Качество сборки было соответствующим. Аварийность была высокой. То шасси не выпускалось, то мотор грелся, но это было начало.
В числе первых Ла-5 получил 3-й ГИАП. До 6 декабря 1941 г. полк имел 155-й номер. В конце августа 1942 г. 3-й ГИАП начали пере¬вооружать на истребители Ла-5 .Полк находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, в ноябре его направили под Сталинград.
Дмитрий после своего приключения (см.”Берта”) был отправлен в резерв в свой полк и на переучивание на Ла-5. В резерве он получил недельный отпуск. Как можно провести отпуск в городе, где всё поставлено на оборону? 
Отец был на фронте, а мать эвакуирована из Ленинграда в Самарканд
К середине октября переучивание на Ла-5, как и недельный отпуск у Дмитрия закончились. Новый истребитель Дмитрию понравился, налетав на нём первые 15 часов. Ла-5 был более мощным, манёвренным и вооружённым по сравнению с ЛаГГом.
 В теории Ла-5 не уступал по скорости основному противнику - истребителю Bf. 109F. На практике же все обстояло не так хорошо. Как и на ЛаГГе, мотор Ла-5 плевался маслом, забрызгивая фонарь каби¬ны. Летчики предпочитали летать с откры¬тым фонарем, створку маслорадиатора обычно открывали на максимальный угол, а хвостовую опору шасси в полете не уби¬рали. Как результат - увеличивалась лобовое сопротивление и пада¬ла скорость. Реально Ла-5 по скоростным показателям уступал «Фридриху».(Bf-109F)
Резерв закончился. Наступило время двигаться на фронт. Штурман полка, решил, что лучше сделать первую посадку в Пензе. Всего чуть больше часа полёта. над территорией свободной от фашистов. Кроме того, отсутствует вероятность встречи с врагом при перегоночном полёте. В ноябре погода изменчива, низкая облачность и туманы. После дозаправки в Пензе, всего через 40 минут полёта новая посадка в Саратове и далее ещё час полёта и посадка на одном из аэродромов под Сталинградом. Пока планируется в Волжске. Последний перелёт- простой. Над Волгой. В тот район фрицы тоже маловероятно, что сунуться. 
В конце маршрута возможны встречи с истребителями противника, но тут всё просто. Врага надо бить, а ориентировку не терять- река Волга рядом.
8 ноября  в 10 часов 5 минут полк в составе 20 истребителей и 3 транспортных самолётов Ли-2 с техниками и лётчиками полка пошли на взлёт.
Погода была хорошей и полк без особых проблем приземлился на аэродроме в Волжском. 


Целый день 10 ноября полк размещался и изучал район предстоящих полётов. Было уже морозно, лежал снег, и самолёты были выкрашены в белую камуфляжную окраску. Парни балагурили, Зачётов не было- хочешь в живых остаться, знай район полётов!
Им было радостно, что резерв кончился и предстоит им уже на равных сражаться и бить гансов.
И никто не сомневался, что их дело правое и что враг будет разбит, а победа будет за ними!
В Сталинград¬   уже пришла зима. Чтобы моторы лучше запускалис¬ь, лучше сказать масло не теряло своей вязкости. Весь технический состав добавлял в масло бензин. Говорят, что под Москвой в 41-м немцы данной технологии не знали и очень удивлялись, когда русские умудрялись летать в такую стужу Вообще, конечно, немцы удивлялись нам, а мы им Товарищу   Сталину было совершенно непонятно, как Гитлер мог сунуться против СССР имея в 3,4 раза меньше танков, и 2,2 раза меньше самолётов. Чехословацкие события 38 года могли показать, что ещё 5 млн. человек СССР может поставить   под ружьё в течении года. Цены на овчинy не поднялись, а на мясо овец не понизились.” Гитлер, что глупый совсем? Но Гитлер рассчитывал на свой Блицкриг. Он ещё на что-то надеялся”.-думал Сталин
11 ноября было морозно. 5 -6 бальная облачность не ухудшала условий. На Ла-5 подвесили пару 50 кг фугасных бомб. Имелись сведения, что к Сталинграду двигалась моторизированная колонна. И эту колонну надо было найти и уничтожить. Назревало окружение 6 армии вместе с её оставшимися союзниками, и можно было говорить о стабилизации на этом участке фронта.
Летали уже парами, и десять Ла-5х взяли курс на Сталинград. Дмитрий шёл уже ведущим, а хвост ему прикрывал Серёга. Они начинали ещё в 155 полку, и боевой опыт у них был примерно одинаковым. Серёга сбил одного немца, а Дмитрий вогнал в гроб уже двоих. Сам Дима полагал, что ему просто больше везло. Хотя остаться в живых после 60 боевых вылетов уже везенье!
10 минута полёта проходила спокойно, как в небе показались четыре точки. Мессеры! Командир группы отдал команду на перехват 6-и первым, и оставшиеся  две пары продолжали полёт с бомбами к автоколонне.  Побросав бомбы в бескрайние Волжские степи 3 пары истребителей, подобно сторожевым псам бросились на мессеров. Среди них были и Дмитрий с Сергеем.
В этот момент, наши герои, а точнее Дмитрий увидел ещё 4 точки. По команде Дмитрия пошли на перехват. Этими четырьмя точками оказались бомбардировщики Хейнкели- 111. Это большие бомбардировщики имели небольшую скорость, около 300-350 км/ч, и достаточно мощное вооружение защиты. Они шли бомбить Волжск. Хенкели летели выше на 1000метров, и было уже видно, что жерла их орудий уже направлены и отслеживают Диму и Серёгу. 
Правым разворотом с максимальным набором высоты пара пошла на сближение. Моторы ревели на полную мощь. Дмитрий принял решение атаковать снизу и сбоку. 
Времени уже не было. Точнее его было слишком мало. Надо было уничтожить хотя бы лидера, чтобы разрушить строй. Когда до лидера оставалось метров 200, Дмитрий нажал на гашетку. 20мм снаряды пушки полетели в цель. Сначала стабилизатор отвалился, а потом левая мотогондола очень сильно задымила, бомбардировщик неуклюже накренился на левый борт, и со всё возрастающим левым креном, кувыркаясь полетел к праотцам.
Но Дима, того уже не видел. Он дёрнул (дёргуют девок за косички, а в Авиации интенсивно, но не резко перекладывают штурвал или ручку в набор, то есть к себе).ручку на себя. Они с Серёгой были выше Хейнкелей на 150-200 метров. Ниже шло 3 Хенкеля, и четвёртый всё ещё падал, оставляя чёрный шлейф.
-Я атакую левого, а ты - правого. –скомандовал по рации Дима.
-Понял –отвечал Серёга
Дмитрий переложил истребитель  на левый борт и устремился в атаку. Скорость росла. Хейнкель стремительно увеличивался в размерах. От него потянулись трассёры. Несколько пуль попали в мотор с характерным звенящим звуком, а несколько попали в крыло, ближе к центроплану.
Дмитрий нажал на гашетку. Снаряды полетели в цель. Враг перестал стрелять, наверное, уже было не кому ответить. Левый мотор пылал, отлетел правый злерон и Хейнкель устремился к земле. 
Второй! Сука!- пробормотал  Дмитрий. 
Истребитель был переведён в набор. Было время посмотреть на труды своей деятельности. Ниже три с половиной тысячи метров, на   берегу Великой Русской реки Волги горели обломки первого бомбардировщика  а ещё два бомбардировщика оставляя чёрные шлейфы, неслись к земле Последний, четвёртый бомбардировщик, побросав  бомбы в волжские степи и дымя моторами, работающими на максимальном режиме, пытался скрыться. 
-Врёшь, не уйдёшь.
Истребители  устремились в погоню. Расстояние сокращалось, и Дмитрий открыл огонь. Пушки Дмитрия выплюнули пару тройку снарядов, которые вероятно, убили  стрелков и их пулемёты замолчали. Замолчали и пушки Дмитрия.
-Чёрт, снаряды закончились.
Он повёл истребитель вверх и дал команду Серёге атаковать.
Серёга стрелял даже тогда, когда Хейнкель, дымя и разваливаясь на лету, уже нёсся к земле.
 
С группой из четырёх бомбардировщиков Дмитрий и Сергей покончили меньше чем за три минуты. После посадки, на крыле самолёта Дмитрия было обнаружены 4 пулемётных дырки, да разбит один цилиндр мотора. Пришлось менять весь мотор.  Моторы АШ-82 были. К утру 12 ноября истребитель был готов. Дмитрия и Сергея представили к орденам Красной Звёзды
Неплохо поработали и оставшиеся товарищи. Один мессер ушёл. Три было сбито. 
Мы потеряли два самолёта, один пилот был ранен, но довёл свой самолёт до аэродрома.. Самолёт был весь в пробоинах и его списали.  Другой прыгнул с парашютом и сам вернулся на свой аэродром.
Автоколонну нашли, и все бомбы попали по назначению. Не всем немцам суждено было добраться до Сталинграда.  Может, им повезло?
Война продолжалась.
 

Картина дня

наверх