На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Культовые антропоморфные предметы Дагестана

Культовые антропоморфные предметы Дагестана

 В особую группу культовых предметов выделяют многочисленные фаллические

статуэтки небольших размеров, происходящие из Западного Дагестана.

В частности, с горы Кидилишавни близ с. Ретло Цунтинского района с 1882 г. выявлено свыше 1000 бронзовых статуэток. Судя по названию горы (переводится с дидойского языка как "Кукольная гора"), их здесь находили и раньше. Труднодоступность, языковой барьер и незнание местности привели к тому, что до сих пор многие специалисты предполагают существование здесь нескольких культовых мест. Но речь идет об одном памятнике – горе Кидилишавни, главном культовом месте в Асахском обществе сельских общин (около 20 сёл) в западной части района, граничащей с Грузией, в 2-3 км от селений Ретло, Кимиятли и Чалях.
Несмотря на то, что это довольно известная культовая вершина в Дагестане, она практически не исследована.
Кидилишавни представляет собой клинообразный, вертикальный скальный выступ сланцевой породы, который покоится на обширной пологой платообразной горе Гагаруни, и тянется, понижаясь, с северо-востока на юго-запад; с юго-восточной стороны отвесный обрыв переходит в крутой склон горы Гагаруни. На вершине Кидилишавни (северо-восточная часть), имеется площадка диаметром 4 м, где разжигались ритуальные костры и совершались жертвоприношения. Камни, прокаленные до бордового цвета, и кости животных валяются по периметру горы на склонах; везде видны следы от костров.

Особенностью горы является то, что из ее темно-серых и черных пластов выпадает, "рождается" прочный белый камень - кварцит разной величины. Этому белому камню местные жители поклоняются, по-видимому, с древнейших времен, а в наши дни его культ включен в мусульманские обряды.

У юго-западного основания горы Кидилишавни в 2002 г. был обнаружен тайник с бронзовыми статуэтками ( 40 целых и много обломков), которые были завернуты в войлок или бурку (сохранились ее истлевшие остатки). Сверху тайник был прикрыт прямоугольной плитой и засыпан землей. Основная масса статуэток, по словам тех, кто их находил, была закопана в довольно рыхлый сланцевый грунт, при этом сами статуэтки были вертикально установлены по периметру основания горы лицом к склону.
Все известные с Кидилишавни статуэтки передают изображения обнаженных, как правило, фаллических, мужчин, которые можно отнести к двум основным типам:

фигурки в адорической (позе моления, с поднятыми вверх руками и раскрытыми ладонями по обе стороны от головы) и фертообразной (руки сложены на животе) позах. Почти у всех сильно гипертрофированы ладони рук, головы и половые обозначения. Раскрытые ладони, обращенные к небесам, как правило, большими пальцами соединены с головой. По тому, как большие пальцы искусственно удлинены, если ладони оказывались на расстоянии от головы, видно, что уделялось особое внимание тому, чтобы пальцы все-таки касались головы.

В древности большие пальцы рук соотносились с фаллическим обозначением, у многих народов сохранились жесты с использованием большого пальца для передачи какой-то положительной или отрицательной информации. Поскольку голова отождествлялась с символом неба - кругом и верхним миром, соединенные с головой пальцы являлись связующим звеном верхнего и нижнего миров.

Размеры статуэток колеблются от 2,5 до 20 см. Большей частью мы имеем дело с рельефным литьем, весьма реалистично передающим изображение человека, хотя и с некоторым гротеском; иногда фигурки отлиты в виде пластины и весьма схематичны. Из элементов одежды или украшений у некоторых статуэток имеются перекрещенные ленты в виде портупеи на груди; иногда присутствует одна из лент. Обычны для статуэток пояса в виде ленты с вертикальными полосками. Вероятно, пояса и "портупеи" передают культовую символику. В редких случаях отмечены головные уборы.
Общепринятой датой этой пластики является 2-я пол. I тыс. до н.э., но в Дагестане древние культы использовались долго, вплоть до принятия ислама, а иногда оказывались включенными и в исламскую атрибутику.

Похоже, что эти статуэтки одновременно являлись посредниками между людьми и богами, они все сконцентрированы на культовых вершинах, где люди оставили их, как своих представителей, в постоянной молитве. С другой стороны, внешний облик этих статуэток, видимо, приближен к представлениям людей о богах, как о существах мужского рода, дарующих жизнь всему сущему, от которых зависит все земное благополучие.

Статуэтки, по всей видимости, изображали не самих богов, а людей, которые им поклонялись. Люди могли быть спокойны, поставив у главной для них культовой горы свои изображения в позе постоянного моления, и заниматься своими мирскими делами. Вот почему здесь находят такое большое количество отлитых фигурок. Подобные скульптурные изображения характерны и для других регионов Кавказа, особенно для Армении и Грузии; известны они и в археологических культурах древней Месопотамии.
Специфической чертой дагестанской материальной и духовной культуры является удивительно стойкое сохранение ее древнейших черт до наших дней. Древние верования и культы не могли не редуцироваться под влиянием ислама, но некоторые элементы языческой религии дидойцев, как культ белого камня, поклонение вершинам гор и др. не исчезли, что помогает если не реконструировать полностью, то лучше понять их мировоззрение. Анализ археологических артефактов без учета этнографических данных осложняет объяснение мифологических воззрений древности.
Пантеон богов на позднем этапе язычества, вероятно, включал в себя уже богинь-женщин. Они уже были в изгнании и превратились в злых, вредоносных существ, которые пожирали детей, телят и козлят, хотя и покровительствовали женщинам – роженицам.

Языческие верования занимали огромный период в жизни человечества - десятки тысячелетий по сравнению с монотеистическими религиями, которые сложились за последние 2,5 тысяч лет.

 Культовые фигурки в фертообразной и адорической позах

 

 

Использованы материалы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет, приведённые фотографии взяты с аукционных торговых площадок и многочисленных сайтов по коллекционированию, археологии, истории.

 

http://files.mail.ru/3EB2A809B7394F47BAFBEB3F86D84EB9 - полный авторский вариант статьи

Спасибо автору под псевдонимом ЭКОЛОГ

Картина дня

наверх