Амазонки в степях Украины.
Наши верующие знают об этом интересном явлении: в большинстве украинских семей главой семьи являются женщины. Как-то я завел с одним братом, тоже, между прочим, пастором, разговор на эту тему: «А как у вас, брат, в вашей семье, кто у вас глава?» «Да пожалуй, жена, – он засмеялся. – Как-то так сложилось…» Вижу: не только не огорчает его такое положение, но, кажется, и вполне устраивает. Поиски причин этого явления увели меня в глубокую историю нашего народа.
ТРИПОЛЬЕ
Первой, теперь уже достоверно известно, высокоразвитой цивилизацией на территории нынешней Украины была Трипольская цивилизация, занимавшая огромную территорию от Дона до Дуная. Расцвет ее приходится на IV тысячелетие (по данным науки) до Рождества Христова. Напомню, что Рим был основан в 753 году до Р.Х., а Авраам родился в начале II тысячелетия до Р.Х.
Множество артефактов, найденных археологами, особенно предметов искусства, позволили историкам дать ответ на многие вопросы общеевропейской истории, в том числе и на те, что нас больше всего сейчас интересует — на вопрос о верованиях трипольцев.
Согласно выводам исследователей народ этот был весьма религиозен. В каждом доме находился алтарь со скульптурными изображениями божеств. Главной среди них была Великая Мать, Мать-Земля. Вторым было божество, изображаемое в виде быка, который воплощал силу (вспомним библейского золотого тельца), успех в труде, он же был и защитником Богини-Матери. В общем, олицетворял роль и место мужского начала.
КИММЕРИЙЦЫ
После трипольцев громко заявляют о себе новые хозяева нашей территории – киммерийцы XI-VII в.в. I тысячелетия до Р.Х.). Для их религиозного мировоззрения характерны вера в душу и жизнь после смерти. Культ Богини-Матери у киммерийцев — это отголосок религиозного культа раннего неолита (дотрипольськой) и трипольской эпох.
Поклонялись и приносили жертвы женскому божеству Богине-Деве и тавры, населявшие Крымский полуостров в IX-ІII веках до Р.Х. Греки-херсонесцы позаимствовали этот культ у тавров и эллинизировали его.
Богиня-Дева представляла город Херсонес (остатки его находятся в пригороде нынешнего Севастополя – авт.), была его главным божеством и покровительницей. Память о Деве сохранилась и в украинском фольклоре. Отголоски этого культа находим в «Слове о полку Игореве» и народном творчестве» (Проф. А.Колодный «История религии в Украине»). Вот такая интересная цепочка, растянувшаяся на много тысячелетий.
СКИФЫ
После тавров изъявили желание стать нашими предками скифы. Во что они же верили? «Верховенство в скифском пантеоне имела Табити, которую Геродот отождествляет с греческой богиней Гести. Будучи одной из разновидностей Великой Богини-Матери, символом женского родящего начала в природе, Табити в то же время была божеством света и огня.
После Табити скифы почитают Папая, которого считают своим прародителем и мужем богини Апи, которая олицетворяла жизнетворческие стихии — землю и воду. Брак Папая и Апи — это союз неба и земли, источник всего живого. Эта троица — Табити, Папай и Апи — возглавляла пантеон высших богов», - пишет, опираясь на труды Геродота, тот же профессор Колодный. Как видим, из трех высших богов — две женщины, причем одна из них выступает как главная в этой троице.
САРМАТЫ
Скифское мегагосударство, просуществовав около тысячи лет, приходит в упадок и попадает в зависимость от своих ближайших соседей и этнических родственников сарматов.
«Отец истории» Геродот приводит очень интересную легенду о происхождении сарматов. Амазонки, имевшие свое государственное образование в Малой Азии (нынешняя Турция – авт.), потерпели поражение в битве с греками у реки Термодонт, были взяты в плен и отправлены в Грецию, но по пути взбунтовались, овладели кораблями, но, не зная морского дела, вынуждены были отдаться на волю ветра и волн. Вскоре корабли прибило к побережью скифских владений в районе местечка Кремны. Достигнув земли, амазонки завладели табуном лошадей, принадлежавшим царским скифам, и, разъезжая на них, грабили скифскую землю. В результате этого грабежа разгорелся конфликт со скифами, которые только тогда осознали, что сражались с женщинами, когда увидели трупы врагов, погибших в битве.
Терпением и хитростью молодые скифы сумели объединиться с амазонками, но женщины поставили свои условия: их будущие мужья не останутся со своим народом, а отправятся вместе с семьями осваивать земли за Танаисом. (Танаисом греки называли как Дон, так и Северский Донец, благополучно протекающий и поныне по благословенной земле Донбасса - авт).
Потомки амазонок и скифов дали начало новому народу, которого Геродот называет савроматами или сарматами.
Конечно, мы воспринимаем это как легенду, однако стоит учесть, что легенды никогда не появлялись на пустом месте и не были исключительно плодом фантазии.
О религии сарматов не известно почти ничего, но вряд ли их верования сильно отличались от скифских, зато исследования этимологов позволяют нам кое-что узнать о менталитете этого очень мужественного и воинственного народа. Существует несколько этимологических разгадок самого имени сарматы/савроматы. Наиболее убедительным на сегодня считается «принадлежащие женщинам», «управляемые женщинами». Есть также сведения о том, что до прихода на скифские земли общественным строем сарматов был матриархат. Так что менталитет амазонок нашел весьма благодатную почву для своего развития.
АМАЗОНКИ
Античная мифология считала амазонок бесстрашными дочерьми бога войны Ареса и Артемиды, которой они поклонялись. Они имели свои государственные образования, состоящие исключительно из представительниц «слабого» пола, с мужчинами встречались только ради продолжения рода.
Амазонки прекрасно справлялись с мужскими обязанностями: в совершенстве владели луком и боевым топором, изготовляли для себя военное снаряжения и одежду. Со своими детьми от чужеземцев они, как будто бы, поступали так: девочек оставляли и обучали военному делу, а от мальчиков избавлялись. Историчность амазонок не вызывала у древних авторов никаких сомнений, существует описание множества подробностей об их происхождении, быте, походах, войнах и пр. Вытесненная из Малой Азии одна часть амазонок обосновалась в предгорьях Кавказа другая, как мы уже говорили, на землях нынешней Украины.
АНТИЧНЫЙ МИР
Для сравнения приведем краткие сведения о верованиях других народов, живших в ту же эпоху и внесших наибольший вклад в развитие земной цивилизации.
Главными божествами шумерского (середине III тысячелетия до Р.Х.) пантеона были Ан (небо — мужское начало) и Ки (земля — женское начало).
Примерно с 3000 г. до Р. Х. официальная религия Египта считала фараона сыном солнечного бога Ра и, таким образом, самим богом. В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом.
В I тысячелетии до Р. Х. сформировался классический общегреческий пантеон во главе с Зевсом. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войныМарс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел).
Как видим, тенденция женского главенства у народов, живших на нашей территории, возникла не сегодня и даже не вчера. Как же так получилось, что народы менялись, приходили новые, неизвестно куда исчезали старые, а эта линия доходит практически до наших дней почти без изменений?
Все очень просто: никто никуда не исчезал. Вспомним хотя бы последнюю, наверняка самую жестокую войну в истории человечества: много ли народа эвакуировалось из Украины? Коммунисты, начальство, инженеры и рабочие промышленных предприятий, часть интеллигенции – весьма небольшой процент, подавляющая же масса граждан осталась на месте: лучше смерть, но в родных стенах, чем скитания в чужих краях. И так было всегда.
Разбитое родное войско уходило в иные земли, возможно, вместе с семьями воинов, власть в стране переходила к завоевателям. Менялась руководящая верхушка, менялись названия, на протяжении тысячелетий менялся и язык, старая культура постепенно впитывала в себя новые привнесенные элементы, но менталитет народа, пришедшего на землю после потопа, изменялся весьма незначительно, размножившиеся потомки Ноя в самом своем глубинном основании оставались практически теми же. И это не только в отношениях мужчин и женщин.
Жилища, например. Реконструированные дома трипольцев мало чем отличаются от украинских хат начала XX ст. И труд тот же, и «техника», и весь уклад жизни, судя по множеству предметов, оставленных ушедшими в вечность хозяевами. И многое, многое другое, о чем подробно писать нет места.
СТАРОЗАВЕТНЫЙ МИР
Обратимся, наконец, к Писанию. Вспомним незабвенную красавицу Иезавель, жену тоже небезызвестного царя Ахава (3 Царств). Царь, в принципе, был неглупым человеком, но имел, как для правителя, слабоватый характер, и жена быстро взяла его «под каблучок». Такой досадный перекос в семейных отношениях отразился и на государственных делах – государством фактически правила Иезавель. Знаем, к чему это привело Израиль. Да и личная судьба этой супружеской пары весьма печальна. Ахав получил смертельную рану на войне. Этого не случилось бы, если бы царь слушал Бога, а не свою умную жену. Иезавель погибла во время государственного переворота, будучи наказана Богом.
В книге Даниила (10-14 стихи) есть место, говорящее о том, что Персией владел «князь», представитель «мироправителей тьмы века сего… духов злобы поднебесной». Есть такой «князь» у каждой страны, и Украина не является исключением.
С незапамятних времен он царствует над нашей территорией, формируя характер общества, влияя на отношения людей, направляя их по своему усмотрению, прививая мужчинам и женщинам черты собственного характера. Отсюда и такая устойчивость рассматриваемых нами негативних тенденций в нашем народе.
НАШИ ДНИ
Как-то известный российский руководитель сказал: «В Украине один настоящий мужик – это Юля Тимошенко». Обидно, конечно, но это правда. Руководящий тандем Ющенко-Тимошенко почти без отклонений повторил особенности союза Ахава с Иезавелью, ярко подтвердив грустную закономерность в украинской истории.
Характер человек получает по наследству от родителей при рождении. В течении жизни его можно подправить, «отшлифовать», но в корне изменить – никак. «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои?», человек слабохарактерный стать волевым, а жестокий – добрым? Нет, конечно.
Но мы ведь христиане, а значит – можем. В Иисусе Христе. Разве не Бог сказал, обращаясь к нам: «…вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:33). Мы приходим к Богу, в слезах неся свое несовершенство для того, чтобы стать совершенными.
В послании к Фиатирской церкви Господь говорит много хороших слов о труде ангела (духа, Евр.1:14) этой церкви, но Он также говорит: «имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели… учить и вводить в заблуждение рабов Моих». Попускаешь, говорит Господь. Значит, не такой уж непреодолимой была эта проблема, не требовалось предпринимать каких-то «военных действий», устраивать переворот, всего-навсего нужно было не попускать любимой Иезавели, когда она пыталась нежно так по-женски узурпировать власть.
Как же нам быть? Неужели погибнем «яко обры» (очередной летописный народ-завоеватель)? Все зависит от церкви, а точнее, от христианский семей, которые и составляют церковь. А еще точнее – от каждого из нас, женщин и мужчин, сестер и братьев, союз которых освящен Христом и должен утверждаться в жизни на Его заповедях.
Виктор КОТОВСКИЙ
Киев