На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тоталитаризм феномен ХХ века

Тоталитаризм феномен ХХ века

Тоталитаризм феномен ХХ века

 Тоталитаризм как феномен ХХ века

 ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен опыт духовного, социального и политического развития.

В 20-30-е годы в группе государств, таких как СССР, Германия, Италия, затем Испания, а также  ряде стран Восточной Европы сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков.

Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены.

Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.

Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть?

Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы всё еще нет.

Тоталитаризм – феномен ХХ века

Тоталитаризм – тип политической системы и общества. Он характеризуется всеобщей, всеохватывающей ролью идеологии общественной жизни, чрезмерным разрастанием власти и поглощением ею гражданского общества.

Типичными признаками тоталитарной системы власти являются:

1.  единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

2.  .  официальная идеология, признаваемая всеми;

3.  . · монополия власти на СМИ (средства массовой информации);

4.  · монополия на все средства вооруженной борьбы;

5.  · система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Общей чертой всех тоталитарных форм устройства человеческого общества является всеобщность государства. В социально-экономическом отношении тоталитаризм предполагает планирование и регулирование всех социальных и хозяйственных аспектов деятельности, не оставляет за личностью свободы в принятии решений, целиком подчиняя его коллективной воле. В такой системе отсутствует свобода личности. Действует постоянный контроль со стороны партийно - государственного аппарата над гражданами. Подчиняется вся социальная система коллективным идеологическим целям.

Проявление тоталитаризма стали феноменом общественной жизни и сложились в определенную систему только в ХХ веке. Тоталитарные идеи подчинения части целому, личности государству, а также всеобщего управления обществом, существуют уже свыше двух тысячелетий в высказываниях и сочинениях Гераклита, Платона, Карла Маркса, В.И. Ленина и многих других мыслителей. Теория же тоталитаризма сложилась в 40-50 гг. прошлого столетия. Так, в работах Ф.Хайека, К.Фридриха и З.Бжезинского была сделана попытка обоснования тоталитаризма как понятия, отражающего сталинизм и другие однотипные (фашистские и национал-социалистические) политические режимы.

Хотя тоталитаризм стал политической реальностью лишь в ХХ веке, его истоки уходят корнями в глубокую древность.

Петр Великий и Людовик ХIV были могущественными правителями – деспотами, но примитивность средств коммуникации, неразвитость социальной инфраструктуры предопределяли их власть не настолько эффективной и всепроникающей, чтобы можно было ее назвать тотальной. Великие самодержцы прошлых времен технически не располагали возможностями контролировать все и вся в жизни своих подданных. Конечно, они требовали и достигали внешнего повиновения, но всегда в сфере государственного регулирования присутствовал тот или иной «пробел». По меньшей мере, часть общества обладала либо политическим иммунитетом, это были сословные привилегии, либо самостоятельностью в сфере экономической и хозяйственной деятельности, так как отсутствовала плановая, авторитарно-приказная  система руководства экономикой. Более распространенным явлением во все века и во все времена была  определенная свобода личной жизни граждан.  Так, русских крестьян все-таки не заставляли брить бороды и одевать немецкие камзолы, а старообрядцев не расстреливали за их религиозные убеждения. В противоположность авторитарным режимам средневековьятоталитаризм предполагает всеобщность государственного контроля и пытается регулировать с помощью государства  каждый аспект жизнедеятельности общества. Другое дело, в какой степени ему удается достичь желаемого. Неслучайно, первым слово «тоталитаризм» употребил лидер фашистского движения в Италии Б. Муссолини в 1925 году для характеристики учрежденного им режима.

Идейные истоки, оправдывающие тоталитарную модель, берут свое начало в глубокой древности. Еще Гераклит Эфесскийполагал, что, обладая мудростью и совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».

Древнегреческий философ Платон тонко критиковал демократическое устройство, но при этом его собственные представления о совершенном государстве предполагали не только безусловное подчинение индивида государству, но и собственность государства на землю, дома, жен и детей граждан. Тотальность государственного регулирования распространялась у Платона и на регламентацию распорядка дня и ночи, обязательное исповедание единой религии, запрет на несанкционированное общение с иностранцами и частные поездки за границу. Платон подчеркивал необходимость для государства очищать себя от неугодных лиц смертной казнью или изгнанием.

Тоталитаризм существует в двух основных разновидностях: коммунистической и фашистской.

В основу тоталитарного коммунистического государства положен принудительный принцип равенства. Человек должен навсегда оставить «надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из своих сограждан» Так  писал один из родоначальников теории коммунистического общества, француз  Г.Бабеф.

Тоталитаризм – это полный контроль над всеми сферами жизни общества. Всего этих сфер – пять: экономика, общественные отношения, политика, национальные отношения, личность.

Основой системы в экономике был распределительный механизм. Например,  в СССР в 1928 – 1935 годы введение карточек на продукты питания трактовалось не как вынужденная мера, а как ступенька на пути к социализму. Были закрыты банковские учреждения. Народные комитеты контролировали каждую тонну металла, каждый ящик гвоздей и т. д. Основой экономических  отношений была командно - административная система, которая чувствовала себя уверенно, опираясь на крестьян и рабочих. Она формировала массовую психологию равенства: «Пусть бедные, но все равны». В Сталинской концепции социализма было место только такому работнику.

Рассмотрим теперь сферу политики. В правовом государстве не может быть единой власти, а должны существовать три независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная, в СССР же произошло  соединение законодательной и исполнительной государственной власти. Судебная же власть в годы гражданской войны была сосредоточена в руках ВЧК, других чрезвычайных и внесудебных органов, местных исполкомов, подчиняющихся Совнаркому. Велись альбомные дела, составляемые для высшего руководства страны. Происходило систематическое вмешательство госаппарата в сферу правосудия.

Характер административно-командной системы сказывался наотношениях наций и народностей. Под видом Федерации в 30-е годы утверждалось жестокое централизованное государство. Искоренялась и сама национальная структура страны. Например, в докладе о проекте Конституции СССР в 1936 году Сталин говорил, будто в СССР существует лишь 60 национальностей в нашей стране, в то время как их было в два раза большеСозданный в 1936 году Совет Национальностей мало занимался конкретными национальными проблемами. В этом же году были ликвидированы такие формы национально-административного деления, как национальные районы и национальные сельские советы, которые занимались созданием условий для осуществления школьного образования и культурно-просветительной деятельности на родных языках.

Человек, отчужденный от собственности, власти,  от управления не мог быть личностью в правовом отношении. Права личности подменялись классовыми, групповыми, партийно-бюрократическими интересами. Гражданин  не имел гарантий правовой защиты. Школа воспитывала личность в духе непримиримости к «врагам народа». И ими не редко оказывались мать, отец, родственники и близкие.

Тоталитаризму присуще коллективно – механическоемировоззрение, рассматривающее государство, как отлаженный работающий механизм. Сталин впрямую использовал эту аналогию, говоря: «Все мы - винтики одной машины». Из чего, в свою очередь, сделал логический вывод: «У нас незаменимых нет». Этот вывод  и подвел черту под представлениями о значении индивида в тоталитарном государстве.

Для достижения всеобщего и фактического равенства предполагалось использование насилия и принуждения над личностью. С началом ХХ века тоталитарные идеи воплотились в конкретные массовые социальные движения - коммунистическое (социалистическое) и фашистское (национал-социалистическое). Именно на «почвах» таких идей и систем «расцветал» культ личности.

Культ личности - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная оценка функции и роли лидера. Наиболее часто культ личности  встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.

Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент обожествления власти. Он ведет свое начало от языческого идолопоклонства, воскрешая такие его атрибуты, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы и т.п.

В тоталитарных государствах идейные истоки культа личностилежат в идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой, «единственно верной идеологии» наделяются качествами пророков и ясновидцев. Культ личности рождается на базе естественных для человеческого общества потребностей в преемственности поколений, почитании старших, уважении выдающихся личностей, героев, принесших благо своему народу. Важной непосредственной причиной культа личности является огромная концентрация политической, духовной, экономическойи социальной властей вруках одного человека, а также тотальная личная зависимость людей не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности руководства. Разносторонняя личная зависимость, отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической отработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.

Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира.

В фашистской Германии проявлением культа личности был культ Гитлера.

Что он говорит, всем достаточно хорошо  известно. Во всяком большом движении, каково бы оно ни было, есть беспрестанно повторяющийся лейтмотив. Разные это бывают лейтмотивы,  многие из них нам особенно памятны: «без аннексий и контрибуций», «вся власть советам», «братание трудящихся», «грабь награбленное». Лейтмотив гитлеровщины более сложный; «Германская армия побеждала на всех фронтах, но германская революция вонзила ей кинжал в спину!» Отсюда делаются выводы, тоже всем известные.

Лозунги Ленина в 1917 году были еще лучше, но и этот придуман не дурно. Гитлер обращается преимущественно к молодежи, которая в войне не участвовала и знает о ней мало. У молодых немцев осталось о событиях 1914 - 1918 гг. общее впечатление, которое почти совпадает с тем, что говорит Гитлер: «Германские войска, в самом деле, побеждали на всех фронтах. Потом вспыхнула революция – и все погибло. Значит, Германию погубили люди, ныне стоящие у власти. Хронологией молодежь не занимается, а без хронологии как доказать, что в утверждении Гитлера нет ни слова правды?». В Германии хитрые люди говорили с глубокомысленнымвидом: «надо дать Гитлеру побывать у власти. Тогда немецкий народ, наконец, увидит…» и т.д. Хитрые люди говорили и у нас, в 1917 году, то же самое о большевиках: « Пусть, наконец, русский народ увидит…». Конечно, это говорили много лет тому назад и левые итальянцы о фашистах.

В СССР культ личности “процветал” во времена правленияИ.В.Сталина. Низкий уровень образования, правовая незащищенность, низкий профессионализм и низкая политическая культура, забитость и привычка к барскому понуканию людей – вот«главные козыри» Сталина, чтобы подчинить себе народные массы. К концу

30-ых годов около 29 % населения СССР все еще не умели читать и писать. Права людей никто не отстаивал. Если урожай был низкий из-за погодных условий, то спрашивали с невиновных «на всю катушку» и осуждали по 58 статье. Людей держали в тюрьмах, ссылали в лагеря и отдаленные районы. Многих невиновных людей заставляли сознаться в том, чего они никогда не делали.К ним применяли различные пытки и, не в силах больше терпеть и сопротивляться, они готовы были на любые признания. А так как большое количество людей с высокиминтеллектуальным уровнем и образованием “бродили” по ссылкам и лагерям, то и политическая культура была низкая, т.к. политикой занимались малообразованные люди. Народные массы очень быстро заставили бояться различных органов власти. Люди выполняли приказания и не могли ослушаться или сказать против. Человек в СССР был лишен своего слова. 58 статья покрыла собой все человеческое существование и люди ничего не могли с этим поделать.

Сталин активно контролировал процесс террора: руководил подготовкой трех больших московских процессов; по своей инициативе отдавал приказы об арестах; занимался изучением текущих допросов. Он вмешивался во многие дела, устаивал бойни в вооруженных силах, например, в группе Тухачевского. Но даже с учетом всего этого, Сталин один не смог бы провести чудовищные массовые репрессии без целой армии активных помощников, начиная с членов Политбюро и высших чиновников и, кончая, тысячами следователей НКВД, без  осведомителей во всех слоях общества, рядовых членов партии и сочувствующих беспартийных,  которые писали доносы, лишь бы угодить своему шефу.

Сталинский террор 1935-1939 г.г. нанес катастрофический урон обществу, экономике, культуре, военному потенциалу страны и общему благосостоянию населения. Были загублены жизни таких выдающихся политических деятелей, как: Бухарин, Рыков, Зиновьев; военных: Тухачевский, Блюхер; деятелей культуры: Мандельштам и многих, многих других. Но для неграмотного народа Сталин стал непогрешимым объектом культа, а все осужденные – «врагами народа». Несколько тысяч арестованных в ходе террора были впоследствии освобождены из заключения. Очевидно, Сталин хотел заставить народ поверить, что, уже поверженный Ежов,

был главным организатором террора. Организованный в стране террор сделал свое дело. Сталин создал  общество конформистов. Люди могли носить маски его сторонников, но некоторые относились к нему критически и в глубине души ненавидели его. Не все из преданных ему людей говорили то, о чем думали на самом деле. Многие были двуличны, но выяснить,  кто же, точно было нелегко и поэтому в глазах Сталина чуть ли не каждый советский человек и, уж конечно, каждый крупный чиновник  являлся возможным двуличником.

По халатности Сталина было допущено много непоправимых ошибок в истории СССР.

Заключив 23 августа 1939 года с Германией пакт о ненападении, И.В.Сталин и его окружение восприняли этот  пакт как величайший успех своей внешней политики и слишком уверовали в его незыблемость. Эта иллюзия укреплялась «успешным» определением новой границы СССР в соответствии с «Договором о дружбе ирграницах» с Германией. Эти люди тщательно оберегали достигнутое соглашение, а ценнейшие сведения разведки, предупреждения антифашистов и некоторых государственных деятелей Запада не только не принимались во внимание, но и оценивались, как провокационные. Сталин не раз выражал уверенность, что гитлеровская Германия в 1941 году на нашу страну нападать не станет. На границе происходили для многих непонятные вещи. В пограничной полосе свободно разъезжали на машинах переодетые в штатскую одежду немецкие офицеры, якобы получивших разрешения от Советского правительства на розыск могил захороненных здесь немецких военнослужащих времен Первой Мировой войны. Самолеты нарушали воздушные границы нашей страны, но стрелять по ним было категорически запрещено. В самолете, совершившем вынужденную посадку на нашей территории, обнаружили новейшую фотоаппаратуру. На пленках были засняты мосты и железнодорожные узлы в Киевском направлении. Обо всем было сообщено в Москву. Однако там распорядились немедленно отпустить экипаж с самолетом в сопровождении двух наших истребителей. Здесь, конечно надо принять во внимание обстановку в стране, когда любое сомнение относительно истинности решений, принимаемых Сталиным, приводили к репрессиям. За неделю до начала войны Сталину было предложено нашими офицерами привести в боевую готовность и вывести  из мест расквартирования войска в соответствии с планом прикрытия границы. Сталин ответил, что еще одно подобное послание будет оценено, как паникерство. Все зависело от воли и указаний одного человека и его тоталитарного по духу окружения. Неправильно оценив ситуацию, Сталин был в плену ошибки, которая дорого стоила Красной армии и народу. Основное содержание выступлений Сталина излагало директиву руководства в адрес партийных и советских органов прифронтовых областей. Но было в выступлениях и что-то новое. Сталин, на котором лежала вина за миллионызагубленных жизней за годы коллективизации, за расстрелы и заключения в ГУЛАГ, обратился к людям в июне 1941 года с

призывом, начинающимся со слов: «Братья и сестры…». Выступление Сталина привело к тому, что десятки миллионов граждан страны осознали остроту ситуации. Их патриотический порыв стал тем фактором, который смог компенсировать недостатки в организации Верховной власти.

Сталинские времена можно расценивать с разных точек зрения.Культ личности Сталина оставил тяжкое наследие во всех сферах жизни социалистического общества. Предельно централизованное государство с многочисленным и разветвленным, нацеленным на исполнение любых, идущих сверху, директив, бюрократическим аппаратом, подавляло общественную инициативу во всех служебных и производственных звеньях. Сталин воплотил в себе «мясника». При нем все лучшие умы страны (профессоры, доктора, офицеры, литераторы и т.д.), которые не расценивали точку зрения Сталина как единственно правильную, были объявлены изменниками Родины и  либо расстреляны, либо сосланы в лагеря. Народ массово подвергался угнетению (сплошная «уравниловка», репрессивные методы). Литература и любая информация подвергалась жесткой цензуре.

Состояние «спада напряжения» внутри тоталитарной системыи перехода к стадии посттоталитаризма стало к началу 1980-х годов общим явлением не только в СССР, но и в Китае, а больше всего в странах Восточной Европы. Попытки реформировать ее путем либерализации и демократизации, то есть заимствования элементов рыночной экономики и «плюрализма мнений», очевидным образом ставили под сомнение сам факт существования основных слагаемых тоталитарного режима. Основное внутреннее противоречие тоталитарной политической системы заключается в том, что она отрицает такие явления, как конкуренция, соревнование, свобода личности и свобода выбора. Происходит разрушение мотивационных основ деятельности индивида в общественном и социально-экономическом процессе: предприимчивость, инициатива, личный интерес. На смену им воспроизводятся конформизм, приспособленчество, социальное иждивенчество. Более поздние попытки создать цельную, построенную на базе реальных фактов,  теорию тоталитаризма не имели большого успеха, т.к. отражая наиболее одиозные политические системы ХХ века, они по мере смягчения, либерализации стран социализма, все больше расходились с действительностью и все меньше показывали принципиальные различия систем. В целом же концепции тоталитаризма оказались слишком упрощенными и примитивными. Несмотря на весьма ограниченную применимость к реальным политическим системам, теория тоталитаризма до сих пор сохраняет определенную научную значимость и политическую актуальность, позволяя отслеживать противоречащие свободе личности тоталитарные тенденции, проявляющиеся в различных частях мира, в том числе и западных демократиях. Реальное выражение таких тенденций – стремление к всеобщей заорганизованности и рационализации общества, установления всеобщего, в том числе с помощью компьютерных систем, контроля за личностью со стороны государства, различного рода ограничения индивидуальной автономии и свободы.

Конец ХХ века дал впечатляющие примеры краха тоталитаризмаи перехода обществ к демократии или, по крайней мере, авторитаризму. Авторитарный тип политического режима следует рассматривать как промежуточную, переходную модель от тоталитаризма к демократии, либо, наоборот.

Заключение

Тоталитаризм - это не просто тотальный централизованный контроль за всеми проявлениями и сферами общественной жизни.

Основным показателем тоталитаризма является общественно-политическое движение, ядро которого представлено политической партией тоталитарного типа. Партия внедряется во все сферы общественной жизни и ее поддерживает большая часть непартийного населения. Поддержка эта отчасти обеспечивается и террором. Поскольку партия является правящей и единственной, тем самым достигается эффект общенародного движения, когда все решения партии через ее разветвленную структуру и поддерживающую её  часть населения доводятся до всего общества и принимаются к исполнению обществомкак"воля широких народных масс". Так достигается эффект тоталитаризма, когда власть осуществляет контроль и проводит все свои решения от имени и руками самих народных масс.

Низкий уровень общественного сознания при высоких темпах развития капиталистических отношений может привести к установлению тоталитаризма. Однако тоталитаризм - тупиковый вариант развития, который приводит либо к катастрофе, например, к  разгрому в войне, либо, по мере развития общественного сознания, к переходу в сторону демократии через авторитаризм.

Картина дня

наверх